РП Окружающий природный мир 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора
________________________ по УВР

Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
2 класс

Программу составила: Печерина Н.Ф.,
учитель домашнего обучения

с. Армизонское 2025 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важным аспектом обучения детей с тяжелыми множественными
нарушениями является расширение представлений об окружающем их
природном

мире.

Подобранный

программный

материал

по

предмету

«Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой и неживой
природы и человека.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе,
о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:


формирование представлений об объектах и явлениях неживой
природы;



формирование

временных

представлений,

формирование

представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир",
"Животный мир", "Объекты неживой природы", "Временные представления".
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Краткая характеристика содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета "Окружающий

природный мир"

представлено следующими разделами:
1. «Растительный мир»;
-«Животный мир»;
-«Объекты неживой природы»;
-«Временные представления».
1. Раздел «Растительный мир»:

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание
(различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).
Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива,
каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание

(различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание
(различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в
природе и жизни человека.
Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник,
смородина). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание
(различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в
природе и жизни человека.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша,
мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни
человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа,
редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни
человека. Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник,
земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду
(вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в
жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик,
лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вёшенка, шампиньон) по внешнему
виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и
несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека.
Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра,
гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание
(различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка,
колокольчик) ; знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Соотнесение цветения цветочно- декоративных растений с временем года.
Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и
дикорастущих травянистых растений (мята, одуванчик, подорожник, крапива).

Знание значения трав в жизни человека.
Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка,
календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка,
фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными
растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, рожь, кукуруза,
горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в
жизни человека.
Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох,
карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного
пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус,
верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений
природных зон жаркого пояса.
2. Раздел «Животный мир»:

Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище,
шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание
основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с
его образом жизни.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь,
коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание
способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу
«домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека.
Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних
животных (теленок, поросенок, жеребенок,
козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) животных, живущих
в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи,
хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось,
белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов
передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие
животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание

(различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок,
зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах
холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания
животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение)
животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон,
жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление
связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных.
Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее
образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц
(курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц.
Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы».
Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение)
детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание
(различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь,
сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка,
дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных
птиц в группу
«перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие
птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание
(различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание
значения птиц в жизни человека, в природе.
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).
Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания
рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения
речных рыб в жизни человека, в природе.
Знание

строения

насекомого.

Установление

связи

строения

тела

насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание
(различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик,
муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание

значения насекомых в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская
звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских
обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом
жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских
обитателей в жизни человека, в природе.
3. Раздел «Объекты неживой природы»:

Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе.
Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.
Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых
космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса –
модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и
жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения
земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы
(оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной
поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса.
Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений
(животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека.
Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит,
известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни
человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в
природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в
природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание
водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение
правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня
(полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека.
Соблюдение правил обращения с огнем.
4. Раздел «Временные представления»:

Узнавание

(различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по
расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о
неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней.
Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание
(различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12
месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение)
календарей

(настенный,

настольный

и

др.).

Ориентация

в

календаре

(определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.).
Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным
признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание
изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание
изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание
(различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман,
гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде
текущего дня.
Связь учебного предмета «Окружающий природный мир» с
базовыми учебными действиями
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на
формирование готовности у детей к овладению предмета «Окружающий
природный мир» и включает следующие задачи:
Требования
Стандарта

Планируемые результаты образовательной
деятельности
1. Подготовка ребенка - входить и выходить из учебного помещения со
к
звонком
нахождению и
- ориентироваться в пространстве класса, зала,
обучению в среде
учебного помещения, пользоваться учебной
сверстников, к
мебелью;
эмоциональному,
– адекватно использовать ритуалы школьного
коммуникативному
поведения (поднимать руку, вставать и
взаимодействию
выходить из-за парты и т. д.)
сгруппой обучающихся – организовывать рабочее место;
– принимать
цели и произвольно
включаться в деятельность;
– следовать предложенному плану и работать в

общем темпе;

– передвигаться по школе;
– находить свой класс, другие необходимые

помещения.
2. Формирование
– направленность взгляда (на говорящего
взрослого, на
учебного поведения:
задание);
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
– фиксирует взгляд на яркой игрушке;
– фиксирует взгляд на движущей игрушке;
– переключает взгляд с одного предмета на
другой;
– фиксирует взгляд на лице педагога с
использованием утрированной мимики;
– фиксирует взгляд на лице педагога с
использованием голоса
– фиксирует взгляд на изображении
– фиксирует взгляд на экране монитора
- понимает жестовую инструкцию
 умение
– понимает инструкцию по инструкционным
выполнять
картам
инструкции
– понимает инструкцию по пиктограммам
педагога
- выполняет стереотипную инструкцию
(отрабатываемая с конкретным учеником на
данном этапе обучения)
– выполняет одноступенчатую инструкцию
–
наглядных пособий;
 использование по
– карандашей, ручек, ластиков.
назначению
учебных
материалов
 умение
выполнять
действия

– выполняет действие способом рука-в-руке
– подражает действиям, выполняемым педагогом
– последовательно выполняет отдельные

п
о
образцу и
по
подражанию
3. Формирование
умения выполнять
задание: – в течение
определенно
го
периода времени
 от начала до
конца

операции действия по образцу педагога
– выполняет действия с опорой на
картинный план с помощью педагога

– способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания 3-4 мин.

– при организующей, направляющей помощи
способен
выполнить посильное задание от начала до конца.



с заданными
качественными
параметрами

– ориентируется в качественных параметрах
задания в соответствии с содержанием программы
обучения по
предмету, коррекционному курсу.
4. Формирование
– ориентируется в режиме дня, расписании
умения самостоятельно уроков с помощью педагога;
– выстраивает алгоритм предстоящей
переходить от одного
деятельности
задания
(словесный или наглядный план) с помощью
(операции,действия) к
педагога.
другому в
соответствии
с расписанием
занятий, алгоритмом
действия
и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение

поставленных

задач

происходит

как

на

групповых

и

индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально
организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными)

компетенциями,

необходимыми

для

решения

практико-

ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений обучающихся в различных средах.
На уроках окружающего природного мира в 2 классе формируются
следующие личностные результаты:


основы

персональной

идентичности,

осознание

своей

принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";


социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной

деятельности;


формирование

социально

ориентированного

взгляда

на

окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;



формирование уважительного отношения к окружающим;



овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына



(дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои



поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;


формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в



разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,



наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен

года

и

соответствующих

сезонных

изменениях

в

природе,

умение

адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни

человека.
3) Элементарные представления о течении времени

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

1.
2.
3.
4.
5.

Тема урока

Колво
часо
в
1 модуль. Золотая осень.
Вот и осень наступила.
1
Осень в России.
1
Дары осени: овощи.
1
Различение съедобной и
1
несъедобной части овоща.
Выращивание овощей.
1
Блюда из овощей. Значение
овощей в жизни человека.
Практическое занятие:
«Овощной салат».
Дары осени: фрукты.

1

Различение съедобной и
несъедобной части фрукта.
10. Выращивание фруктов.

1

11. Переработка фруктов.
Значение
фруктов в жизни человека.
12. Практическое занятие
«Фруктовый сад».
13. Дары осени: ягоды.

1

14. Различение лесных и садовых
ягод.
15. Способы переработки ягод.
Значение ягод в жизни
человека.
16. Дары осени: грибы.

1

17. Съедобные и несъедобные
грибы.
18. Садовые растения.

1

6.
7.
8.
9.

1
1

1

1
1

1

1

1

2 модуль. Природа осенью.
19. Осенние явления природы.

1

ЭОР

20. Экскурсия
«Золотая осень».
21. Птицы осенью.

1

22. Дикие животные осенью.

1

23- Осенняя пора.
24.

2

1

3 модуль. Зимушка-зима.
1

25.

Наступила зима.

26.

Зимние явления природы.

1

27.

Домашние животные зимой.

1

28.

Дикие животные зимой.

1

29.

Зимующие птицы.

1

30.

1

34.

Акция
«Покорми птиц!».
Хвойные деревья: ели и
сосны.
Аппликация
«Зимнее дерево».
Правила безопасного
поведения зимой.
Одежда и обувь зимой

35.

Зимние забавы.

1

36.

1

37.

Постройки из снега
«Снежные фигуры».
Зимние виды спорта.

38.

Вода. Свойства воды.

1

39.

Значение воды в природе.

1

40.

Значение воды в жизни
человека.
Воздух. Свойства воздуха.

1

Значение воздуха в жизни
человека.
Различение неба и земли.

1

Комнатные растения: герань,
кактус, фиалка.
Уход за комнатными
растениями
и значение их для человека.
Представление о неделе как о
последовательности 7 дней.
Различение рабочих и
выходных
дней.

1

31.
32.
33.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1

48.

«Зимушка – зима».

4950.
51.
52.
5354.
55.

Весна пришла.

1
4 модуль. Весна, пришла!
2

Признаки весны.
Весенние явления природы.
Животные весной.

1
1
2

Птицы весной.

1

56. Растения весной.

1

57. «Все начинается с семечка».

1

58. Представление о Солнце как
источнике тепла и света.
59. Значение Солнца в природе и
жизни человека.
60. Труд людей весной.

1

61. Одежда, обувь, головные
уборы
весной.
62. Лес. Значение леса в природе.

1

63. Различие лиственного и
хвойного
леса.
64. Деревья: береза, дуб, клен,
рябина.
65. Соблюдение правил
поведения в
лесу.
66. Скоро лето.

1

67- Защита проекта.
68.

2

1
1

1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».