РП Речь и альтернативная коммуникация 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 6 класса (вариант 2)

Программу составила: Фель Л.А.,
учитель предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

с.Армизонское 2025 год

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
(предметная область «Язык и речевая практика») составлена в соответствии с
адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является
учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые
результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для
обучающихся обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии.
Цель реализации рабочей программы: АООП образования (вариант 2) обучающихся
с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры,
соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям,
основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся
максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Характеристика учебного предмета
Программа направлена на формирование навыков самостоятельной деятельности,
социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение
интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,
включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее
функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми
и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или
нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо
невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в
общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является
индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется
специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную
среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую
интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное
включение в общение.

Программно-методический материал по «Общению» представлен следующими разделами:
«Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,
«Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков
установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной
индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от
возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных
задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное
средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным
средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические
изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма,
напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы,
планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»
включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи
направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию
экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения
слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной
(звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение
импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки
осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
организуется в форме уроков, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной
отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Урок проводится для состава всего
класса или для группы обучающихся и предусматривает следующую структуру
деятельности обучающихся: 20 минут - обучение, 20 минут – игровые виды деятельности.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативна коммуникация» входит в
предметную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана, согласно которому на его изучение в 6 классе отводится 3 часа в неделю,
102 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в
решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через
индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов.
Освоение содержания учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»,
созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной
отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация» (6 класс):
• основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;

• социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
• формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
• формирование уважительного отношения к окружающим;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
• освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Возможные предметные результаты освоения» учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация»:
- адекватные реакции на обращения, просьбы, интонации, жесты;
- развитие предпосылок к пользованию средствами альтернативной коммуникации:
жестами, взглядами, символами, знаками, позами, рисунками, пиктограммами;
- элементарное сопровождение выражения собственных просьб, желаний жестами,
знаками, символами;
- умение принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы с помощью речи или
знаковых заместителей;
- развитие внимания, памяти, восприятия
Содержание учебного предмета (6 класс 2 вариант)
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств
Здравствуй, школа! Читаем вместе «Сентябрь». Заучивание стихотворения «Сентябрь».
Чтение рассказа В.Драгунского «Завтра в школу». Слушание голосов домашних животных
(звукоподражание). Чтение рассказа по Э.Шиму «Пятерки». Слушание голосов домашних
животных (звукоподражание). Слушание сказки «По щучьему велению». (Развитие
слухового внимания). Слушание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
(Развитие слухового внимания). Слушание рассказа По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе».
Заучивание стихотворения О. Высотской «Осень». Слушание сказки «Маша и медведь».
Инсценировка сказки «Маша и медведь». Осень. Работа с сюжетной картиной. Осень.
Работа с предметными картинками. «Дары осени». Осень. Работа с предметными
картинками. Слушание рассказа По Л. Воронковой «За кормом для птиц». Сезонная одежда.
Работа с предметными картинками. Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «В
октябре».
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.

«Как зовут твоих родителей?». Называние имен родителей. Учителя в моей школе.
Называние и узнавание имени и отчества учителей. Слушание рассказа По Н. Абрамцевой
«Сказка об осеннем ветре». «Доброе утро». Установление зрительного контакта,
приветствие учителя при помощи жеста (за руку) и называние фразы «доброе утро»
(здороваться, говорить, смотреть, глаза). Слушание голосов диких животных
(звукоподражание). Развитие слухового внимания. Учимся трудиться. Составление
рассказа по картинке. Чтение стихотворения Ю. Тувим «Все для всех». Развитие слухового
внимания. Слушание голосов диких животных (звукоподражание). Прослушивание сказки
«Морозко». Сказка про Деда мороза. Скоро Новый год. Слушание рассказа по А. Усачеву
«Как Дед Мороз сделал себе помощников». Чтение рассказа по Л.Воронковой «Как елку
наряжали». Заучивание стихотворения про Новый год.
Экспрессивная речь.
«Зимние забавы». Работа с предметными картинками. «Зимние забавы». Работа с
предметными картинками. Зимушка-зима. Составление рассказа по картинке. Чтение
рассказа по В. Голявкину «У Ники новые Лыжи». Повторение за учителем коротких фраз
из текста рассказа, краткий пересказ. Название детенышей и способы передвижения
животных. Жилище диких животных. Мой класс. Рассказ о моём классе. Чтение
стихотворения В.Степанова «Зайка». Выделение главного персонажа в стихотворении.
Заучивание стихотворения З. Александровой «Снежок». Составление рассказа по картинке
«Так нельзя, а так можно». Чтение рассказа по В. Осеевой «Подвиг». Разучивание
стихотворения к празднику Дню Защитника Отечества. Составление короткого рассказа
«Досуг в моей семье». Разучивание стихотворения к празднику 8 марта. Слушание рассказа
С. Вербовой «Мамин портрет». Весна в окно стучится. Составление рассказа о весне,
называние признаков весны. Доскажи словечко (весенние загадки). Слушание рассказа по
В. Бирюкову «Весенняя песня». «Мое любимое животное». Рассказ по фото любимого
животного. Вид транспорта.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
«Наш класс». Использование карточек с напечатанными словами как средства
коммуникации. Время года -весна. Работа с предметными картинками. Время года -весна.
Слушание рассказа по В. Бианки «Заяц на дереве» Работа с сюжетными картинками.
Слушание
стихотворения
Г.
Ладонщикова
«Медведь
проснулся».
Чтение
автоматизированных энграмм. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья».
Насекомые. Работа с предметными картинками. Прослушивание Рассказа по К. Ушинскому
«Пчелки на разведках». Слушание рассказа по М. Пляцковскому «Шишки». Слушание
рассказа по Т. Кудрявцевой «Флаг России.
Письмо
Самостоятельное «Письмо» по образцу предложений из двух слов. Самостоятельное
«Письмо» по образцу предложений из трех слов. Списывание предложения с учебника.
Списывание стихотворения с учебника. Задание на листочке: «Вставь пропущенную
букву». Задание на листочке: «Вставь пропущенное слово». Написание коротких слов под
диктовку. Составление слов из разрезной азбуки и «копирование» их в печатную тетрадь.
Самостоятельное «Списывание» по учебнику предложения из трех слов. Самостоятельное
«Письмо» имен мамы, папы, дедушки, бабушки, одноклассников, учителей.
Самостоятельное выкладывание слов на мозаике или по образцу. Самостоятельное
выкладывание слов из зерен. Рисование по точкам и раскрашивание. Самостоятельное
«Письмо» по образцу названия профессий. Самостоятельное «Письмо» загадки в печатную
тетрадь.
Чтение
Читаем и разукрашиваем сказки. Работа с книгой, ответы на вопросы, выделение главного
героя. Чтение коротких рассказов.

Тематическое планирование
6 класс (вариант 2)
№ п/п
Тема раздела

1.
2.
3.
Итого:

Коммуникация
с
использованием
вербальных и невербальных средств
Развитие речи средствами вербальной и
невербальной коммуникации
Чтение и письмо

Кол-во
часов

24
54
24
102

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Приложение к рабочей программе «Речь и альтернативная коммуникация»
6 класс (вариант 2)
Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» 6 класс (вариант 2)
Коли
честв
о
часов
1

№
п/п

Тема урока

1

Здравствуй, школа!

2
3
4

1
1
1

11

Читаем вместе «Сентябрь»
Заучивание стихотворения «Сентябрь»
Чтение рассказа В.Драгунского «Завтра в школу»
Слушание голосов домашних животных
(звукоподражание)
Чтение рассказа по Э.Шиму «Пятерки»
Слушание голосов домашних животных
(звукоподражание)
Слушание сказки «По щучьему велению».
(Развитие слухового внимания).
Слушание сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка». (Развитие слухового внимания)
Слушание рассказа По Н. Сладкову «Сентябрь на
дворе»
Заучивание стихотворения О. Высотской «Осень»

12
13
14
15
16

Заучивание стихотворения О. Высотской «Осень»
Заучивание стихотворения О. Высотской «Осень»
Слушание сказки «Маша и медведь»
Инсценировка сказки «Маша и медведь»
Инсценировка сказки «Маша и медведь»

1
1
1
1
1

17
18

Осень. Работа с сюжетной картиной.
Осень. Работа с предметными картинками
«Дары осени». Работа с предметными
картинками
«Дары осени». Работа с предметными
картинками
Слушание рассказа По Л. Воронковой «За
кормом для птиц»
Сезонная одежда. Работа с предметными
картинками
Сезонная одежда. Работа с предметными
картинками

1
1

5
6
7
8
9
10

19
20
21
22
23
24
25

Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «В
октябре»
Импрессивная речь

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Дата
изучения

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

«Как зовут твоих родителей?»
«Как зовут твоих родителей?»
Учителя в моей школе
Учителя в моей школе
Учителя в моей школе
Слушание рассказа По Н. Абрамцевой «Сказка об
осеннем ветре»
«Доброе утро»
«Доброе утро»
Слушание голосов диких животных
(звукоподражание)
Слушание голосов диких животных
(звукоподражание)
Развитие слухового внимания
Учимся трудиться
Чтение стихотворения Ю. Тувим «Все для всех»
Развитие слухового внимания
Слушание голосов диких животных
(звукоподражание)
Прослушивание сказки «Морозко»
Прослушивание сказки «Морозко»
Сказка про Деда мороза
Сказка про Деда мороза
Скоро Новый год
Слушание рассказа по А. Усачеву «Как Дед
Мороз сделал себе помощников»
Чтение рассказа по Л.Воронковой «Как елку
наряжали»
Заучивание стихотворения про Новый год
Заучивание стихотворения про Новый год
Экспрессивная речь.
«Зимние забавы». Работа с предметными
картинками
«Зимние забавы». Работа с предметными
картинками
Зимушка-зима
Зимушка-зима
Чтение рассказа по В. Голявкину «У Ники новые
лыжи»
Чтение рассказа по В. Голявкину «У Ники новые
лыжи»
Название детенышей и способы передвижения
животных
Название детенышей и способы передвижения
животных (Продолжение)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57

Жилище диких животных

1

58

Мой класс

1

59

Рассказ о моём классе

1

60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91

Чтение стихотворения В.Степанова «Зайка»
Заучивание стихотворения З. Александровой
«Снежок»
Составление рассказа по картинке «Так нельзя, а
так можно»
Чтение рассказа по В. Осеевой «Подвиг»
Разучивание стихотворения к празднику Дню
Защитника Отечества
Разучивание стихотворения к празднику Дню
Защитника Отечества
Составление короткого рассказа «Досуг в моей
семье»
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта
Разучивание стихотворения к празднику 8 марта
Слушание рассказа С. Вербовой «Мамин
портрет»
Весна в окно стучится
Доскажи словечко (весенние загадки)
Слушание рассказа по В. Бирюкову «Весенняя
песня»
Мое любимое животное (работа по картинке)
Мое любимое животное (работа по картинке)
Мое любимое животное (работа по картинке)
Вид транспорта
Вид транспорта
Глобальное чтение
«Наш класс»
Время года - Весна.
Слушание стихотворения Г. Ладонщикова
«Медведь проснулся»
Время года Весна. Работа с сюжетной картинкой
Время года Весна. Работа с сюжетной картинкой
Слушание рассказа по В. Бианки «Заяц на
дереве»
Чтение автоматизированных энграмм.
Чтение автоматизированных энграмм.
Чтение автоматизированных энграмм.
Заучивание стихотворения И. Белоусова
«Весенняя гостья»
Заучивание стихотворения И. Белоусова
«Весенняя гостья»
Насекомые. Работа с предметными картинками
Прослушивание Рассказа по К. Ушинскому
«Пчелки на разведках»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

92

Слушание рассказа по М. Пляцковскому
«Шишки»

1

93

Слушание рассказа по Т. Кудрявцевой «Флаг
России»

1

94
96
97
98
99
100
101
102

Чтение
Читаем и разукрашиваем сказки
Читаем и разукрашиваем сказки
Читаем и разукрашиваем сказки
Чтение детских рассказов
Чтение детских рассказов
Чтение детских рассказов
Чтение детских рассказов
Чтение детских рассказов

1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник: Комарова С.В., Речевая практика (учебник для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы), АО
«Издательство «Просвещение», 2019
Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Автор-составитель-Штягинова
Е.А.Новосибирск.2017.-65с.
Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с
пиктограммами: Рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://bomoonlight.ru/azbuka
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4a1ca1a73d81d/ResFile.SWF
http://samouchka.com.ua/_pismo_i_chtenie/
http://www.umapalata.com/home_ru.asp
http://tobemum.ru/deti/kak-nauchit/generator-propisi/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».