МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Рисование»
для обучающихся 5 класса
Программу составила: Фель Л.А.,
учитель рисования
с.Армизонское 2025 год
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционноразвивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают
существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы,
способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него
положительных навыков и привычек.
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельностного,
дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и
воспитании детей и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе
полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка,
владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти
знания для решения практических жизненных задач. Процесс обучения изобразительному искусству
неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и
самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях
современного общества. В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный
тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую
разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является
включение следующих разделов: "Обучение композиционной деятельности", "Развитие у учащихся
умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию”, "Развитие у
учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи",
"Обучение восприятию произведений искусства". Выделение этих направлений работы позволяет
распределять по годам программное содержание обучения при соблюдении последовательности
усложнения учебных задач.
Цели обучения:
- создание условий для осмысленного применения полученных знаний и умений при решении учебнопознавательных и интегрированных жизненно-практических задач;
- формирование умения использовать художественные представления для описания окружающего
мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении,
устанавливать сходство и различия между предметами;
- содействие развитию основ творческого мышления, аналитико-синтетической деятельности,
деятельности сравнения, обобщения; последовательного выполнения рисунка; улучшению зрительнодвигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся
действий, применением разнообразного изобразительного материала;
- коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения,
величины, цвета предметов, их положения в пространстве, моторики рук, образного мышления
Задачи курса:
Основные задачи изучения рисования:
- воспитание интереса к изобразительному искусству;
- раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
- воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира,
художественного вкуса;
- формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства
искусствах;
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать
их содержание и формулировать своего мнения о них;
- формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
- обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных
материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в
нетрадиционных техниках;
- обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации,
лепке);
- обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента,
применяемых в разных видах изобразительной деятельности;
- формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по
образцу, по памяти, представлению и воображению;
- развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
- воспитание у обучающихся умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной
деятельности ("коллективное рисование", "коллективная аппликация").
- коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках
изобразительного искусства заключается в следующем:
- коррекции познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия
формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и
различие между предметами;
- развитие аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование
умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно
выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
- коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением
разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
- развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления,
представления и воображения.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю в
соответствии с расписанием уроков.
Содержание учебного предмета.
Программный материал дан в сравнительно небольшом объеме с учетом индивидуальных показателей
скорости и качества усвоения художественных представлений, знаний, умений практического их
применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что
предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках.
Рисование с натуры
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму,
цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и
части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в
рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной
формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям
средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя
осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров;
нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками
(ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры
изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше);
передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в
прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и
гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного
искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и
цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного
искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц,
чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Основные формы работы:
урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Примерная тематика заданий:
1. Беседа на тему «Произведения мастеров народных художественных промыслов ».
2. Рисование геометрического узора в полосе из повторяющихся элементов).
3. Рисование геометрического орнамента в круге на основе осевых линий.
4. Рисование простого натюрморта.
5. Рисование симметричного узора по образцу.
6. Декоративное рисование – узор в круге из стилизованных природных форм.
7. Рисование с натуры объемного предмета симметричной формы.
8. Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Керамика: посуда, игрушки, малая скульптура.
9. Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы
10. Рисование с натуры объемного предмета конической формы.
11. Беседа на тему «Народное декоративно-прикладное искусство (богородская деревянная
игрушка)
12. Декоративное рисование – оформление новогоднего пригласительного билета.
13. Рисование новогодних карнавальных очков.
14. Рисование на тему «Лес зимой».
15. Беседа об изобразительном искусстве «Картины художников о школе, товарищах, семье».
16. Рисование с натуры фигуры человека
17. Рисование на тему «Зимние развлечения».
18. Рисование с натуры цветочного горшка с растением.
19. Рисование в квадрате узора из растительных форм.
20. Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы.
21. Беседа об изобразительном искусстве на тему «Мы победили».
22. Декоративное рисование плаката «8 марта».
23. Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.
24. Рисование с натуры игрушки (транспорт)
25. Беседа об изобразительном искусстве на тему о Великой Отечественной войне
26. Рисование симметричных форм: насекомые.
27. Рисование с натуры весенних цветов несложных форм.
28. Составление узора в круге с применением осевых линий и использованием переработанных
природных форм.
Личностные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются:
Развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения
личности:
Гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
Формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства.
Развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта
эстетического переживания;
Формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
В развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного
восприятия мира;
В развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции;
В формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным;
планировать свою работу, осуществлять самоконтроль.
В совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы,
глазомерных навыков.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Базовый уровень
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины
к ширине и частей к целому);
- определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как
вспомогательную;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя
осевые линии;
- передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения
в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за
контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова,
обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
- рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений
изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Минимальный уровень
Обучающиеся должны уметь:
- передавать в рисунке форму изображаемых предметов;
- составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя
осевые линии;
- ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
- пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за
контуры изображения);
- самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей;
- рассказывать содержание картины.
Тематическое планирование
№ п/п
1.
Рисование с натуры
Количество Электронные
часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
18
2.
Декоративное рисование
27
3.
Рисование на темы
18
4.
Итого:
Тема раздела
Беседы
об
искусстве
изобразительном 5
68
Приложение к рабочей программе
Календарно - тематическое планирование «Изобразительное искусство» 5 класс
№
п/п
Тема
1.
Здравствуй осень!
Рисование веточки деревьев
листьями, семенами и плодами
Здравствуй осень!
Рисование веточки деревьев
листьями, семенами и плодами
Здравствуй осень!
Рисование веточки деревьев
листьями, семенами и плодами
Художники пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
1
16
17
Количество Электронные
часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
с
1
с
1
с
Художники пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа
Художники пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа
Сосуды: ваза,
кувшин,
тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов орнаментом
(узором)
Сосуды: ваза,
кувшин,
тарелка.
Рисование.
Украшение сосудов орнаментом
(узором)
Рисование
постановочного
натюрморта с драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с драпировкой
Рисование
постановочного
натюрморта с драпировкой
Что изображают художники?
Как
художник
работает
над
портретом человека?
Беседа о художниках и их картинах
Что изображают художники?
Как
художник
работает
над
портретом человека?
Беседа о художниках и их картинах
Автопортрет.
Рисование
Автопортрет.
Рисование
Автопортрет.
Рисование
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
Беседа.
Народное искусство.
Гжель
Роспись гжельской посуды
22
Роспись гжельской посуды
1
23
Роспись гжельской посуды
1
24
Беседа.
Народное искусство.
Городец
1
25
доски 1
38
Роспись
разделочной
«Городец»
Роспись
разделочной
«Городец»
Роспись
разделочной
«Городец»
Роспись
разделочной
«Городец»
Роспись
разделочной
«Городец»
Беседа. Народное искусство.
Хохлома
Беседа. Народное искусство.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома
Роспись посуды.
Хохлома
Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка
Беседа.
Народное искусство.
Богородская игрушка
Роспись Богородской игрушки
39
Роспись Богородской игрушки
1
40
Роспись Богородской игрушки
1
41
42
Роспись Богородской игрушки
Беседа.
Скульптура
Беседа.
Скульптура
1
1
18
19
20
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
43
1
1
1
доски 1
доски 1
доски 1
доски 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Животные в скульптуре.
Лепка
Животные в скульптуре.
Лепка
Животные в скульптуре.
Лепка
Животные в скульптуре.
Лепка
Фигура человека.
Лепка
Фигура человека.
Лепка
1
50
Музеи России.
1
51
Рисование
репродукции
Музеев России по выбору
Рисование
репродукции
Музеев России по выбору
картин 1
Музеи мира.
Рисование
репродукции
музеев мира по выбору
Музеи мира.
Рисование
репродукции
музеев мира по выбору
Музеи мира.
Рисование
репродукции
музеев мира по выбору
1
44
45
46
47
48
49
52
53
54
55
1
1
1
1
1
картин 1
картин
1
картин
1
картин
1
59
Книга.
Как построена книга.
Книга.
Как построена книга
Книга.
Как построена книга
Иллюстрации к книга
60
Иллюстрации к книгам
1
61
62
Иллюстрации к книгам
Иллюстрации к книгам
1
1
63
64
65
66
67
68
Рисование плакатов
Рисование плакатов
Рисование плакатов
Рисование открыток
Рисование открыток
Рисование открыток
1
1
1
1
1
1
56
57
58
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.
Учебник
Н.А.Горяева,
О.В.Островская
под
редакцией
Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство. 5 класс» М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Материалы Государственной образовательной платформы «Российская
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
электронная школа»
Материалы библиотеки цифрового образовательного контента ЦОС Моя Школа (myschool.edu.ru)