РП Музыка 5К класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 5 класса

Программу составила: Фель Л.А.,
учитель музыки

с.Армизонское 2025 год

Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" составлена с учетом
индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи
обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения,
доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационнообразном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального
искусства (фольклор, музыка религиозных традиций, золотой фонд классической музыки,
сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других
видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи
и направления:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственноэстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение
культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих
духовный опыт поколений;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных
народов мира, классическим и современным музыкальным наследием;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, стремления к музыкальному
самообразованию;
-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости,
интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих
музыкальных способностей;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его
выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и
взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах
музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном
музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации
музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением
информационно-коммуникативных технологий
Методологическим основанием данной программы служат современные научные
исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины
мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы,
является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного
музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и
отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей
культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой»)
обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие
самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются:
принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора –исполнителя –
слушателя;
принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности;
принцип диалога культур.
В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию
учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического
отношения к искусству и жизни.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической

направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие
направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной
моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция –развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция –развитие памяти; коррекция – развитие
внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие
представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать
по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения
преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование
умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция –развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция
диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в
неделю).
Название
учебного
предмета
Музыка

Количество 1 чет.
часов
в
неделю
1
8

2 чет.

3 чет.

4 чет.

год

8

10

8

34

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета








Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
Участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных и этнокультурных особенностей;
Принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;








Ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
Признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Эстетических потребностей, ценностей и чувств, эстетического сознания как
результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения программы.














Умению самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
Умению анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполненной учебной задачи и собственные
возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения
запланированных результатов;
Умению
определять
понятия,
обобщать,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять,
рассуждать и делать выводы;
Смысловому чтению текстов разных стилей и жанров;
Умению создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
Умению самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в
группе;
Формированию и развитию компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий, стремлению к самостоятельному
общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты освоения программы.




Сформирует основу музыкальной культуры как неотъемлемой части его общей
духовной культуры;
Разовьет общие музыкальные способности (музыкальную память и слух), а также
образное и ассоциативное мышление, фантазию и творческое воображение,
эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе
восприятия и анализа художественного образа;















Расширит музыкальный и общий культурный кругозор; воспитает музыкальный
вкус, устойчивый интерес к музыке своего народа и других народов мира,
классическому и современному музыкальному наследию;
Овладеет основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально
воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со
специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства,
элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
Приобретет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационнокоммуникационные технологии;
Сформировать потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовнонравственного
развития,
социализации,
самообразования,
организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
Сформировать мотивационную направленность на продуктивную музыкальнотворческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное
музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация,
музыкально-пластическое движение и др.);
Воспитать эстетическое отношение к миру, критическое восприятие музыкальной
информации, развить творческие способности в многообразных видах музыкальной
деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
Сотрудничеству в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения
различных музыкально-творческих задач.
Содержание учебного предмета

Основу программы составляет отечественное и зарубежное высокохудожественное
музыкальное наследие, современная музыка разных стилей и жанров, духовная (церковная)
музыка. В процессе обучения у школьников расширяется представления о музыкальном
творчестве отечественных композиторов (М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.РимскийКорсаков, С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин). Учащиеся
осваивают стилистику и музыкальный язык М.П.Мусоргского, А.П.Бородина,
И.Ф.Стравинского, Д.Д.Шостаковича, А.И.Хачатуряна, Д.Б.Кабалевского, А.Г.Шнитке,
С.А.Губайдуллиной и др.; творчество композиторов- песенников И.О.Дунаевского,
А.В.Александрова, А.Н.Пахмутовой и артистов эстрады (Л.Утесов); многообразие
современной музыкальной жизни (авторская песня, электронная музыка и др.). Школьники
знакомятся с искусством интерпритации на примере выдающихся российских
исполнителей (Ф.И.Шаляпин, А.В.Нежданова, С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.В.Мравинский,
А.В.Свешников и др.) и музыкальных исполнительских коллективов (Государственный
академический русский народный хор им. М.Е.Пятницкого, Национальный академический
оркестр народных инструментов России им. Н.П.Осипова, Государственный
академический симфонический оркестр России им. Е.Ф.Светланова, Государственный
академический камерный оркестр России, Государственный духовой оркестр России, Бигбэнд имени О.Лундстрема). ученики получают общее представление о важнейших центрах
российской музыкальной культуры и музыкального образования (Московский
международный Дом музыки, Московская государственная консерватория им.
П.И.Чайковского, Санкт- Петербургская
государственная консерватория им.
Н.А.Римского- Корсакова), российский театрах оперы и балета (Большой театр,
Мариинский театр). Ученики продолжают освоение музыки зарубежных композиторов (И.С.Бах, В.-А. Моцарт, Л. Ванн Бетховен, Ф.Шопен, Р.Шуман, Э.Григ), знакомятся с
художественно- образным содержанием творчества Ф.Листа, Ф.Шуберта, Ж.Бизе, Дж.

Верди, Дж.Россини, К.Дебюсси, М.Равель, К.Орфа, А.Шенберга и др., получают
представление о джазовом стиле (джаз, спиричуэл, блюз, симфоджаз), его исполнителях и
создателях ( Л.Армстронг, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Дж.Гершвин). В ходе обучения
школьники накапливают знания о выдающихся зарубежных исполнителях (Э. Карузо, М.
Каллас, Э. Горовиц, И. Менухин, А. Тосканини и др.), всемирно известных театрах (Ла
Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон)
и др.), разнообразии современной популярной музыки (мюзикл, рок-музыка и ее различные
направления, диско-музыка и др.). Школьники учатся понимать народное поэтическое,
песенное и инструментальное музыкальное творчество как часть духовной культуры
народа, воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа
и других народов мира, ориентироваться в образцах песенной и инструментальной
народной музыки.
В процессе изучения предмета, учащиеся постигают особенности и характерные черты
русской народной музыки, различные исполнительские типы художественного общения,
осваивают способы обращения композиторов к народному музыкальному творчеству,
специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов. Ученики
размышляют о духовной музыке русских композиторов, основных средствах ее
выразительности народно-песенных истоках; знакомятся с этнической музыкой и особой
формой русского национального музыкального искусства – колокольные звоны.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая,
стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и
средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокальноинструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические
эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество
выдающихся отечественных и зарубежных 7 композиторов. Искусство исполнительской
интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Взаимодействие и взаимосвязь
музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор
— поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность
и различия выразительных средств разных видов искусства. Воздействие музыки на
человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение
жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального
языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение,
взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы
и др. Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как
источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм:
двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл.
Воплощение единства содержания и художественной формы. Взаимодействие
музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере
произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX
вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и
русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в.
(основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ). Музыка в
современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть
общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное
своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и
инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы).
Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества.
Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие
(импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество
композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная

музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолкрок, арт-рок), мюзикл, дискомузыка. Информационно-коммуникационные технологии в
музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные
исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет,
ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт,
тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты:
духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический,
духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся
№ п/п Тема раздела

Кол-во часов Основные
виды
учебной
деятельности
1.
Музыка и литература
14
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Лабораторная работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
2.
Образцы нравственности в 4
Лекция
литературе
и
музыке
Практическая работа
родного края.
Демонстрация
Контрольная работа
3.
Музыка и живопись
16
Индивидуальный практикум
Контрольная работа
Итого:
34

Приложение к рабочей программе по музыке 5 класс
Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс

№
п/п
1

Тема урока

Кол-во часов Электронные
цифро(циф(цифровые)

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка

1

3

Вокальная музыка

1

4

Вокальная музыка

1

5

Фольклор в музыке русских композиторов

1

6

Фольклор в музыке русских композиторов

1

7
8

Жанры
инструментальной
вокальноймузыки
Вторая жизнь песни

9

Вторая жизнь песни

1

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

1

14

Первое путешествие в музыкальный 1
театр.Опера
Опера-былина
Н.
А.
Римского- 1
Корсакова«Садко»
Второе путешествие в музыкальный театр. 1
Балет
Музыка в театре, кино, на телевидении
1

15
16
17
18
19
20

и 1
1

Третье путешествие в музыкальный театр. 1
Мюзикл
Что роднит музыку с изобразительным 1
искусством?
Небесное и земное в звуках и красках
1
1
1

26

«Звать через прошлое к настоящему»
Музыкальная живопись и
живописная
музыка
Музыкальная живопись и
живописная
музыка
Колокольные
звоны
в
музыке
и
изобразительном искусстве
Портрет в музыке и изобразительном искусстве
Волшебная палочка дирижера

27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

28
29

Застывшая музыка
Полифония в музыке и живописи

1
1

30

Музыка на мольберте

1

21
22
23
24
25

3
1
1
1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

33

Повторение

1

34

Основные понятия курса.

1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по всем разделам курса
"Музыка"
Материалы Государственной образовательной платформы «Российская электронная
школа» Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Материалы библиотеки цифрового образовательного контента ЦОС Моя Школа
myschool.edu.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».