МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 5-9 классов
Программу составила: Фель Л.А.,
учитель русского языка
с.Армизонское 2025 год
Пояснительная записка
Русский язык в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из
основных учебных предметов. Данная рабочая программа учитывает особенности
познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности, основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого
общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на
этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для
решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа 5 - 9 класса составлена на основе Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой,
М.: Владос, 2011г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебники:
Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 5 класс; 6 класса; 7 класса; 8 класса;
9 класса. М.: Просвещение
Программа по русскому языку в 5 - 9 классах определяет содержание предмета и
последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной
деятельности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она
направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному
развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа
содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных
знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель - дать знания, умения и навыки по русскому языку, необходимые им для
дальнейшей жизни и профессионального обучения.
Основными задачами преподавания русского языка являются:
образовательная
формирование достаточно прочных навыков грамотного письма на основе изучения
элементарного курса грамматики, а также практически значимых орфографических
и пункционных навыков;
коррекционно-развивающая
максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной
деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей
каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитательная
воспитание у учащихся интереса к родному языку, формирование нравственных
качеств, целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности,
навыков контроля и самоконтроля.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию умственной деятельности школьников.
Принцип коррекционной направленности обучения является
ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся
специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 5-9 класса. Занятия по данной
программе проводятся в форме урока (40 мин). В 5 классе на уроки русского языка отведено
5 часов, с 6-9 класс – 4 часа. На каждый изучаемый раздел отведено определенное
количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться
(увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный
материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие
высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание
5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных
тем.
Особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся специфических
нарушений.
При обучении русскому языку используются следующие принципы:
принцип коррекционно-речевой направленности;
воспитывающий принцип;
развивающий принцип;
принцип доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности в обучении:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и
т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным
решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над
значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над
способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка используется
разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития,
типологических и индивидуальных особенностей учеников:
Класс условно делится на 3 уровня:
1 уровень - учащиеся, способные усвоить программный материал в полном объеме,
воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с
отсрочкой во времени;
2 уровень - учащиеся, способные усвоить более 50% программного материала,
воспроизвести усвоенный алгоритм действий в сходных учебных ситуациях и с
отсрочкой во времени только с дозированной помощью и дополнительным
объяснением учителя;
3 уровень – учащиеся, способные усвоить менее 50% программного материала, не
способные самостоятельно и с отсрочкой во времени воспроизвести усвоенный
алгоритм действий в сходных учебных ситуациях.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю (5-9 классы), в том числе
количество часов для проведения контрольных работ.
N
Класс
Наименование курса
Количество
Количество
п/п
часов в неделю часов в год
5 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
1
2
6 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
3
7 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
4
8 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
5
9 класс
Русский язык
4 часа
136 часов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению
нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их
применения в практической деятельности и должны отражать:
1) формирование интереса к изучению русского языка;
2) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в
различных ситуациях общения;
3) овладение основами грамотного письма;
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматикоорфографических умений для решения практических задач.
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень
Достаточный уровень
5 класс
- различение гласных и согласных звуков и
букв; ударных и безударных согласных
звуков; оппозиционных согласных по
звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- деление слов на слоги для переноса;
составление
предложений
из
прочитанных слов с опорой на картинку;
списывание предложений после чтения и
анализа содержания.
- списывание по слогам и целыми словами
с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку слов и коротких
предложений (2-4 слова) с изученными
орфограммами;
- обозначение мягкости и твердости
согласных звуков на письме гласными
буквами
и
буквой
Ь
(после
предварительной отработки);
- дифференциация и подбор слов,
обозначающих
предметы,
действия,
признаки;
- выделение из текста предложений на
заданную тему;
- отвечать на вопросы по содержанию
текста или по иллюстрации к тексту;
- участие в обсуждении темы текста и
выбора заголовка к нему.
- различать звуки и буквы;
- характеризовать гласные и согласные
звуки с опорой на образец и опорную
схему;
- списывать с рукописного и печатного
текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- записывать под диктовку текст,
включающий
слова
с
изученными
орфограммами (30-35 слов);
- дифференцировать и подбирать слова
различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название
предметов,
действий
и
признаков
предметов);
- составлять предложения, устанавливать
связи между словами, между словом и
вопросом с помощью учителя, ставить
знаки препинания в конце предложения;
- делить текст на предложения;
- выделять тему текста (о чём идет речь),
выбирать один заголовок из нескольких,
подходящего по смыслу;
- анализировать слова по звуковому составу
(выделять и дифференцировать звуки,
устанавливать последовательность звуков в
слове);
- пользоваться орфографическим словарем.
6 класс
- умение работать с языковыми
- умение производить фонетический
единицами (буква, слово, предложение);
разбор слов;
- умение разбирать слова по составу
- представление о значимости языка с использованием опорных схем;
и речи в жизни людей;
- выделение имен существительных
- знание отличительных признаков и имен прилагательных как частей речи;
построение
простых
основных частей слова;
распространённых
предложений
с
- умение различать части речи по однородными членами;
- образование слов с новым
вопросу и значению;
значением с использованием приставок и
- умение производить разбор слова с суффиксов;
опорой на представленный образец;
- подбор групп родственных слов; - умение выделять главные и
разбор слов по составу;
второстепенные члены предложения;
- письмо под диктовку текстов с
построение
простых соблюдением
изученных
знаков
распространённых предложений;
препинания;
пользование
школьным
- проверка написания в корне
орфографическим словарём.
безударных гласных звонких и глухих
согласных;
использование
на
письме
орфографических
правил
после
предварительного разбора текста на основе
готового алгоритма.
7 класс
- написание под диктовку текста с
- написание под диктовку текста с
изученными
орфограммами изученными орфограммами (75—80 слов);
предварительным анализом;
- написание изложения по данному
- исправление текста;
плану с предварительной отработкой
лексического материала (до 70 слов);
- подбор однокоренных слов с
помощью учителя;
- подбор однокоренных слов,
используя данные приставки и суффиксы;
- различение частей речи с опорой на
таблицу или с помощью учителя,
- образование одной части речи от
правильное
употребление
их
в другой и правильное употребление их в
предложении;
речи;
- решение орфографических задач, с
определение
изученных
опорой па таблицу или с помощью учителя. грамматических признаков частей речи с
опорой на таблицу;
- нахождение орфограммы и
решение
орфографических
задач
(самостоятельно или с помощью учителя);
пользование
орфографическим словарем.
школьным
8 класс
- представление о значимости языка и речи
- умение строить и различать
в жизни людей;
простые и сложные предложения;
- умение писать под диктовку текст
- умение работать с языковыми единицами с соблюдением с соблюдением изученных
(буква, слово, предложение);
знаков препинания;
- умение проводить фонематический
- знание отличительных признаков
разбор слов;
основных частей слова;
- умение оформлять деловые
бумаги;
- умение производить разбор слова с
опорой на представленный образец, схему,
вопросы учителя;
- оформление деловых бумаг с опорой на
образец;
использование
на
письме
орфографических
правил
после
предварительного разбора текста на основе
готового алгоритма;
- умение писать небольшое по объему
изложение
повествовательного,
описательного
характера,
после
предварительной
отработки
всех
компонентов текста (50-55 слов);
- умение составлять и писать
небольшие по объему (до 50 слов)
сочинения
на
основе
наблюдений,
практической деятельности, опорным
словам и предложенному плану после
предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
9 класс
- представление о значимости языка и речи
- умение строить и различать
в жизни людей;
простые и сложные предложения;
- умение писать под диктовку текст
- умение работать с языковыми единицами с соблюдением с соблюдением изученных
(буква, слово, предложение);
знаков препинания;
- умение проводить фонематический
- знание отличительных признаков
разбор слов;
основных частей слова;
- умение оформлять деловые
бумаги;
- умение производить разбор слова с
- умение писать небольшие по
опорой на представленный образец, схему,
объему
изложения
и
сочинения
вопросы учителя;
творческого характера;
- оформление деловых бумаг с опорой на
образец;
- умение различать части речи по вопросу и
значению;
использование
на
письме
орфографических
правил
после
предварительного разбора текста на основе
готового алгоритма;
- умение писать небольшое по объему
изложение
повествовательного,
описательного
характера,
после
предварительной
отработки
компонентов текста (50-55 слов);
всех
- умение составлять и писать небольшие по
объему (до 50 слов) сочинения на основе
наблюдений, практической деятельности,
опорным словам и предложенному плану
после
предварительной
отработки
содержания и языкового оформления.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
5 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение. Звуки и буквы»,
«Слово», «Части речи. Имя существительное», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Звуки и буквы. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика
гласных и согласных. Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение
мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я.
Разделительный ь. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в
безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной
гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание – изменяемая часть
слова. Приставка как часть слова. Приставка и предлог. Их различение. Суффикс как часть
слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Проверяемые и проверочные
слова в группе однокоренных слов.
Части речи. Имя существительное. Употребление разных частей речи в
предложении и тексте. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Значение имени существительного в речи. Имена существительные одушевленные и
неодушевленные. Имена собственные и нарицательные.
Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания
имен собственных. Правописание имен собственных. Изменение существительных по
числам. Различение существительных по родам.
Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Постановка
вопросов от главных членов к второстепенным членам. Распространение предложения.
Однородные члены предложения.
Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом,
деление текста на части по данному плану.
Повторение
6 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы»,
«Слово. Состав слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Предложение».
Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения
нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление
без союзов и с однородным союзом «и». Знаки препинания при однородных членах.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание
безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с мягким знаком.
Слово. Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и
окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание
проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Имя существительное. Значение имени существительного и его основные
грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен
существительных единственного числа. Склонение имен существительных во
множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного
падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с
именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во
множественном числе.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Согласование с именем
существительным по родам, числам и падежам.
Предложение. Смысловая и интонационная законченность предложения. Главные
и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Повторение.
7 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова»,
«Части речи», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое и сложное предложения.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слов. Сложные слова.
Части речи. Имя существительное. Основные грамматические категории имени
существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний
имен существительных в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание
родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном
числе.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам.
Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам. Глаголы на –ся (-сь).
Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом
и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и
второстепенные члены предложений в качестве однородных распространенные члены
предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений.
Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но,
повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные
предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при
обращении.
Повторение.
8 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова»,
«Части речи», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.
Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что,
чтобы, потому что.
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные
слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных
гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в
корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих
согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и
предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное,
местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со
словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание
мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число
имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном
или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных.
Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж.
Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён
существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена
существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа
имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование
имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен
прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание
глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание
частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные
местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений.
Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные
и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий.
Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные,
вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и
нераспространенные. Установление последовательности предложений в тексте. Связь
предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений,
наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.). Однородные члены
предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами.
Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой
речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными
союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных
предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА,
КОТОРЫЙ.
Повторение.
9 класс
Программа по русскому языку включает разделы: «Повторение», «Состав слова»,
«Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Наречие»,
«Имя числительное», «Предложение», «Повторение».
Повторение. Простое предложение. Простое предложение с однородными членами.
Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что,
чтобы, потому что.
Состав слова. Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Сложные слова.
Сложносокращённые слова.
Части речи. Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные
грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний
имён существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний
имён прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголы с –ться и –тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма
глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного
числа. Частица не с глаголами.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ
действия. Правописание наречий с о и а на конце.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные
и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900, 200,
300, 400, 90.
Предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены
предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с однородными
членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов,
предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых
и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь
(после слов автора).
Повторение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ п/п
Тема раздела
1.
2.
3.
4.
Звуки и буквы. Текст
Предложение (повторение)
Слово. Состав слова.
Части речи. Общие понятия
Кол-во
часов
9
9
24
о8
Контрольнае
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:
частях речи
Имя существительное
Имя прилагательное.
Глагол
Предложение
Повторение пройденного
17
17
10
17
25
136
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ п/п
Тема раздела
1.
Повторение. Звуки и буквы. 10
Текст
Предложение. Текст
11
Состав слова. Текст
29
Части речи. Текст
2
Имя существительное
29
Имя прилагательное
25
Глагол
15
Предложение. Текст
10
Повторение
5
136
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:
Кол-во
часов
Контрольнае
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№ п/п
Тема раздела
1.
Звуки
и
буквы.
(повторение)
Предложение. Текст.
Слово. Состав слова.
Части речи. Общие понятия
частях речи.
Имя существительное
Имя прилагательное.
Глагол
Местоимение
Предложение
Повторение пройденного
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итого:
Кол-во Контрольнае работы Электронные
часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Текст 8
9
17
о2
24
16
19
10
14
17
136
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:
Повторение
Состав слова
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Предложение
Повторение
8
15
1
13
15
12
39
22
11
136
Контрольнае
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
№ п/п
Тема раздела
1.
2.
3.
Повторение. Предложение
11
Состав слова. Текст
12
Части речи. Текст.
Имя 17
существительное
Части
речи.
Имя 19
прилагательное
Местоимение
10
Глагол
21
Наречие
14
Имя числительное
7
Предложение. Текст
17
Повторение пройденного
8
Итого
136
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Итого:
Кол-во
часов
Контрольнае
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Приложение к рабочей программе по русскому языку 5 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Тема
Количест
во часов
Повторение. Звуки и буквы.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные
Согласные твёрдые и мягкие
Разделительный мягкий знак
Согласные
звонкие
и
глухие.
Правописание звонких и глухих
согласных конце слова.
Правописание безударных гласные в
корне слов.
Упражнения на закрепления.
Контрольный диктант по теме «Звуки и
буквы».
Работа над ошибками.
Предложение (повторение)
Упражнения
в
составлении
и
распространении предложений
Связь слов в предложении
Главные и второстепенные члены
предложения.
Сказуемое
Подлежащее
Второстепенные члены предложение
Повествовательные, вопросительные,
и восклицательные предложения
Контрольный
диктант
по
теме
«Предложение».
Работа над ошибками.
Слово. Состав слова
Состав слова. Слово. Корень и
однокоренные слова.
Практические
упражнения
в
определение корня в родственных
словах.
Окончание. Окончание – изменяемая
часть слова.
Приставка.
Приставка
т
–
словообразовательная часть слова.
Суффикс – словообразовательная часть
слова.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1
1
Дата
изучения
Электронн
ые
(цифровые)
Образовате
льные
ресурсы
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Образование слов помощью приставок
и суффиксов
Правописание безударных гласных в
корне. Способы проверки безударных
гласных в корне
Правописание проверяемых двух
безударных гласных в корне слова.
Способы проверки.
Правописание звонких и глухих
согласных.
Упражнение в подборе слов для
проверки сомнительных согласных
Проверочный диктант по теме «Состав
слова»
Работа над ошибками. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова.
Различие
проверяемых
и
непроверяемых гласных в корне слова.
Р/Р Изложение по вопросам. «Лось»
Приставка и предлог
Дифференциация
приставок
и
предлогов
Разделительный твердый знак после
приставки.
Упражнение
на
закрепление
Правописание безударных гласных в
корне слова.
Р/Р. Записка
Правописание
сомнительных
согласных в корне.
Правописание
слов
с
непроизносимыми согласными.
Правописание
разделительного
твердого знака после приставок.
Правописание приставок
Контрольный диктант по теме «Состав
слова».
Работа над ошибками.
Части речи. Общие понятия о частях
речи
Общие понятия о частях речи. Слово
как название предмета, его признака
или действия.
Дополнение по данным вопросам
словосочетаний
и
предложений,
относящимся к разным частям речи.
Упражнения в постановке вопроса к
словам, относящимся к различным
частям речи.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Упражнения
в
различии
слов,
относящимся к различным частям речи
по значению и вопросам.
Различие
однокоренных
слов,
относящимся и разным частям речи
Практические упражнения в различии
частей речи по значению и вопросам
Контрольный диктант по теме «Части
речи».
Работа над ошибками.
Имя существительное
Имя существительное. Понятия об
имени существительном. Роль имен
существительных в речи
Одушевленные и неодушевленные
имена существительные
Собственные и нарицательные имена
существительные. Правописание имен
собственных.
Собственные имена существительные,
обозначающие
названия
газет,
журналов, книг, кинофильмов, фабрик,
их правописание
Изменение имен существительных по
числам
(единственное
и
множественное числа).
Понятие
о
единственном
и
множественном
числе
имен
существительных.
Р/Р. Адрес на конверте.
Практические
упражнения
в
определении имен существительных
по вопросам и значению
Имена существительные мужского и
женского рода, их различие
Существительные среднего рода.
Правописание имен существительных
мужского и женского рода с шипящей
(Ж, Ш, Ч, Щ) на конце
Различие существительных по родам.
Различие существительных по родам.
Существительное.
Закрепление
знаний.
Урок закрепления и повторения
знаний.
Контрольный диктант по теме: «Имя
существительное».
Работа над ошибками.
Имя прилагательное.
Имя
прилагательное.
Значение
прилагательных в речи.
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
Различение признаков, обозначаемых
прилагательными.
Зависимость рода прилагательных от
рода существительных.
Зависимость рода прилагательных от
рода существительных.
Окончания прилагательных мужского
рода.
Окончания прилагательных мужского
рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных женского
рода.
Окончания прилагательных женского
рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных среднего
рода.
Окончания прилагательных среднего
рода. Отработка навыков определения
окончания.
Окончания прилагательных мужского,
женского и среднего рода. Закрепление
материала.
Изменение прилагательных по родам.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Изложение «Ненадежный хвост».
Урок повторения и закрепления знаний
по теме: «Прилагательное».
Контрольный диктант по теме:
«Прилагательное».
Работа над ошибками.
Глагол
Глагол. Значение глаголов в речи.
Различение действий, обозначаемых
глаголами.
Изменение глаголов по временам.
Настоящее время глаголов.
Прошедшее время глаголов.
Будущее время глаголов.
Различение глаголов по временам.
Текст. Отбор примеров и фактов для
подтверждения основной мысли.
Глагол. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме:
«Глагол».
Работа над ошибками.
Предложение
Предложение. Текст.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
Второстепенные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.
Постановка вопросов от главных
членов
предложения
к
второстепенным.
Постановка вопросов от главных
членов
предложения
к
второстепенным.
Различение нераспространенных и
распространенных предложений.
Распространение предложений.
Распространение предложений.
Знакомство с однородными членами
предложения.
Дополнение
предложения
однородными членами.
Дополнение
предложения
однородными членами.
Дополнение
предложения
однородными членами.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный диктант по теме:
«Предложение».
Работа над ошибками.
Повторение.
Повторение. Состав слова. Корень и
однокоренные слова.
Составление рассказа по опорным
словам.
Разбор слов по составу. Рассказ по
сюжетным картинкам.
Приставка,
корень,
суффикс,
окончание.
Составление рассказа по началу.
Правописание гласных и согласных в
корне слова. Работа с текстом.
Части речи. Работа с диалогом.
Составление текста письма другу
(родственнику).
Грамматические
признаки
имен
существительных. Работа с диалогом.
Морфологический
разбор
имени
существительного.
Составление рассказа по картинке.
Предложение.
Главные
и
второстепенные члены предложения.
Нераспространенные
и
распространенные предложения.
Грамматический разбор предложений.
Работа с текстом.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Однородные члены предложения.
Работа с диалогом.
Знаки препинания при однородных
членах предложения. Работа с текстом.
Составление
предложений
с
однородными
членами.
Поздравительная открытка.
Работа с текстом.
Работа с диалогом.
Изложение по мотивам повести Н.
Гарина-Михайловского
«Тема
и
Жучка».
Грамматический разбор предложений.
Итоговый контрольный диктант.
Работа над ошибками.
Обобщающий урок.
Обобщающий урок.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Приложение к рабочей программе по русскому языку 6 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Тема
Количест
во часов
Повторение. Звуки и буквы. Текст
Гласные и согласные. Их различение
Безударные гласные в словах
Сомнительные звонкие и глухие
согласные в словах
Сомнительные гласные и согласные в
словах
Текст. Части текста. Красная строка
Непроверяемые гласные и согласные в
словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний по
теме. Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Адрес
Контрольный
диктант
теме
«Повторение».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст
Деление текста на предложения
Выделение главных и второстепенных
членов предложения
Нераспространенные
и
распространенные члены предложения
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11
1
1
1
Дата
изучения
Электронн
ые
(цифровые)
Образовате
льные
ресурсы
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Текст. Расположение частей текста в
соответствии с данным планом
Распространение
предложений
с
помощью рисунков
Распространение
предложений
с
помощью вопросов
Однородные члены предложения
Предложение. Закрепление знаний по
теме. Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Поздравление
Контрольный
диктант
по
теме
«Предложение».
Работа над ошибками
Состав слова. Текст
Корень и однокоренные слова
Окончание как изменяемая часть слова
Образование смысловой связи между
словами с помощью окончания
Приставка как часть слова
Изменение
значения
слова
в
зависимости от приставки
Суффикс как часть слова
Разбор слов по составу
Правописание безударных гласных в
корне
Написание
гласных
в
корне
однокоренных слов
Проверяемые и проверочные слова
Проверка безударных гласных в корне
Правописание звонких и глухих
согласных в корне
Написание
согласных
в
корне
однокоренных слов. Проверяемые и
проверочные слова
Проверка парных звонких и глухих
согласных в корне
Правописание безударных гласных и
сомнительных согласных в корне.
Контрольные вопросы и задания
Контрольный
диктант
по
теме
«Правописание гласных и согласных в
корне».
Работа над ошибками
Правописание приставок
Приставка и предлог
Различение приставки и предлога
Наблюдение за правописанием гласных
в приставках
Правописание гласных в приставках
Правописание безударных гласных в
корне и приставке
1
1
1
1
1
1
1
1
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
Текст. Деление текста на части по
данному плану
Наблюдение
за
правописанием
согласных в приставках
Правописание приставок на согласную
Разделительный твердый знак в словах с
приставками
Различение
написания
слов
с
разделительным твердым знаком и без
него
Состав слова. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания.
Деловое письмо. Записка
Контрольный диктант по теме «Состав
слова. Текст».
Работа над ошибками
Части речи. Текст
Существительное,
прилагательное,
глагол
Различение
существительных,
прилагательных
и
глаголов
в
предложении
Имя существительное
Значение существительных в речи
Существительные,
обозначающие
явления природы
Существительные, называющие один и
тот же предмет по- разному
Существительные, противоположные по
значению
Род и число существительных
Различение существительных по родам
Изменение существительных по числам
Правописание имен собственных
Существительные
собственные
и
нарицательные
Большая буква в именах собственных
Кавычки в именах собственных
Различение
написания
существительных
собственных
и
нарицательных
Имя существительное. Закрепление
знаний. Контрольные вопросы и задания
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное».
Работа над ошибками
Изменение
существительных
по
падежам
Понятие о склонении
Определение падежей существительных
по вопросам
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
Именительный падеж - кто? что?
Родительный падеж – кого? чего?
Дательный падеж – кому? чему?
Винительный падеж – кого? что?
Творительный падеж - кем? чем?
Предложный падеж – о ком? о чем?
Текст. Подтверждение основной мысли
текста дополнительными фактами
Понятие о начальной форме
Постановка
существительных
в
начальную форму
Изменение
существительных
по
падежам.
Закрепление
знаний.
Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Письмо
Коллективное сочинение по плану и
опорным словосочетаниям
Контрольный диктант по теме «Имя
существительное».
Работа над ошибками
Имя прилагательное
Значение прилагательных в речи
Описание явлений природы с помощью
прилагательных
Описание человека, животных с
помощью прилагательных
Прилагательные, противоположные по
значению
Изменение прилагательных по родам
и числам
Изменение прилагательных по родам
Окончания прилагательных мужского
рода
Окончания прилагательных женского
рода
Окончания прилагательных среднего
рода
Определение
родовых
окончаний
прилагательных
Изменение прилагательных по числам
Род
и
число
прилагательных.
Закрепление знаний
Контрольный
диктант
по
теме
«Изменение прилагательных по родам и
числам».
Работа над ошибками
Склонение прилагательных мужского
и среднего рода
Понятие о склонении прилагательных
Постановка вопросов к прилагательным
в косвенных падежах
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
Именительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода
Родительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода
Дательный
падеж
прилагательных
мужского и среднего рода
Винительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода
Творительный падеж прилагательных
мужского и среднего рода
Предложный
падеж прилагательных
мужского и среднего рода
Склонение прилагательных мужского и
среднего рода. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
Деловое письмо. Объявление
Контрольный
диктант
по
теме
«Склонение имен прилагательных».
Работа над ошибками.
Глагол
Значение глагола в речи
Глаголы,
противоположные
по
значению
Различение
существительных,
прилагательных и глаголов
Изменение глаголов по временам
Настоящее время глаголов
Прошедшее время глаголов
Будущее время глаголов
Различение глаголов по временам
Изменение глаголов по числам
Единственное и множественное число
глаголов настоящего времени
Единственное и множественное число
глаголов будущего времени
Единственное и множественное число
глаголов прошедшего времени
Текст. Связь частей в тексте
Глагол.
Закрепление
знаний.
Контрольные вопросы и задания
Коллективный рассказ на основе
распространения данного текста
Контрольный диктант по теме «Глагол».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст
Различение
повествовательных,
вопросительных и восклицательных
предложений
Однородные члены предложения
Определение
однородных
членов
предложения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
124 Однородные члены предложения без
союзов
125 Однородные члены предложения с
союзом и
126 Однородные члены предложения без
союзов и с союзом и
Обращение
127 Знакомство с обращением
128 Место обращения в предложении
129 Предложение. Закрепление знаний.
Контрольные вопросы и задания
130 Контрольный
диктант
по
теме
«Предложение».
131 Работа над ошибками
Повторение
132 Состав слова
133 Правописание гласных и согласных в
корне и приставке
134 Имя
существительное.
Имя
прилагательное. Глагол
135 Контрольный диктант за год.
136 Работа над ошибками
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
Приложение к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема
Количест
во часов
Звуки и буквы. Текст. (повторение)
Алфавит. Гласные и согласные звуки и
буквы
Разделительный мягкий и твёрдый
знаки
Правописание безударных гласных в
словах
Правописание звонких и глухих
согласных в словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Упражнения на закрепление по теме
«Звуки и буквы».
Контрольный диктант по теме «Звуки и
буквы».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст
Предложения нераспространённые и
распространённые
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
Дата
изучения
Электронны
е (цифровые)
Образовател
ьные
ресурсы
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
Однородные члены предложения
Распространение
предложений
однородными членами
Составление
предложений
с
однородными членами
Текст. Подтверждение основной мысли
текста фактами
Обращение. Его место в предложении
Употребление обращения в диалоге
Предложение. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Адрес
Состав слова. Текст.
Корень. Однокоренные слова
Приставка
Суффикс
Окончание
Правописание гласных и согласных в
корне
Безударные гласные в корне
Звонкие и глухие согласные в корне
Правописание в корне. Закрепление
знаний
Правописание приставок
Гласные и согласные в приставках
Разделительный твёрдый знак после
приставок
Правописание в корне и приставке.
Закрепление знаний
Сложные слова
Знакомство со сложными словами
Правописание сложных слов
Образование сложных слов
Состав слова. Закрепление знаний
Изложение повествовательного текста с
предварительным анализом
Деловое письмо. Контрольный диктант
по теме: «Состав слова»
Работа над ошибками.
Части речи. Текст.
Различение частей речи
Образование одних частей речи от
других
Существительное
Значение существительных в речи
Использование существительных для
сравнения одного предмета с другим
Род и число существительных
Род и число существительных
Правописание существительных с
шипящей на конце
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
24
1
1
1
1
1
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
Три склонения существительных в
единственном числе
Существительные 1-го склонения
Определение
склонения
существительных по начальной форме
Существительные 2-го склонения
Существительные 3-го склонения
Различение существительных 1, 2 и 3-го
склонений
1-е склонение существительных в
единственном числе
Ударные и безударные окончания
существительных 1-го склонения
Замена существительных с ударным
окончанием
существительными
с
безударным окончанием
Правописание безударных падежных
окончаний
существительных
1-го
склонения
2-е склонение существительных в
единственном числе
Ударные и безударные окончания
существительных 2-го склонения
Правописание безударных падежных
окончаний
существительных
2-го
склонения
3-е склонение существительных в
единственном числе
Ударные и безударные окончания
существительных 3-го склонения
Правописание безударных падежных
окончаний
существительных
3-го
склонения
Текст.
Установление
последовательности фактов в тексте
Склонение
существительных
в
единственном
числе.
Закрепление
знаний
Контрольный диктант
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Записка
Сочинение по данному плану и
опорным словам
Работа над ошибками.
Прилагательное
Значение прилагательных в речи
Описание предмета и его частей
Использование прилагательных для
сравнения предметов
Словосочетания с прилагательными
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
Согласование
прилагательного
с
существительным в роде и числе
Различение окончаний прилагательных
в единственном и множественном числе
Склонение прилагательных мужского
и среднего рода
Постановка
вопросов
от
существительного к прилагательному в
разных падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний
прилагательных мужского и среднего
рода
Склонение прилагательных женского
рода
Изменение прилагательных женского
рода по падежам
Постановка
вопросов
от
существительных к прилагательным в
разных падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний
прилагательных женского рода
Правописание падежных окончаний
прилагательных в единственном числе
Тест по теме: «Имя прилагательное»
Работа над ошибками.
Глагол
Значение глаголов в речи
Использование глаголов для сравнения
предметов
Время и число глаголов
Различение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Различение глаголов по числам
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам
Различение окончаний женского и
среднего рода у глаголов в прошедшем
времени
Время и число глаголов. Закрепление
знаний
Текст. Составной план текста
Неопределённая форма глагола
Понятие о неопределённой форме
глагола
Правописание
глаголов
в
неопределённой форме
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
Постановка глаголов в неопределённую
форму
Частица не с глаголами
Использование частицы не в значении
отрицания
Наблюдение за правописанием частицы
не с глаголами
Правописание частицы не с глаголами
Глагол.
Закрепление
знаний.
Контрольные вопросы и задания
Контрольный
диктант
по
теме:
«Глагол»
Работа над ошибками.
Местоимение
Личные местоимения
Значение личных местоимений в речи
Лицо и число местоимений
Местоимения 1-го лица
Местоимения 2-го лица
Местоимения 3-го лица
Изменение местоимений 3-го лица
единственного числа по родам
Различение местоимений по лицам и
числам
Личные местоимения. Закрепление
знаний.
Изложение рассказа по началу и
опорным словам
Работа над ошибками
Предложение
Простое предложение
Однородные члены предложения без
союза и с союзом и
Однородные члены предложения с
союзами а, но
Однородные члены предложения с
союзами и, а, но
Однородные члены предложения с
союзами и, а, но
Знаки препинания при обращении
Простое предложение. Закрепление
знаний
Сочинение по серии картинок
Работа над ошибками
Сложное предложение
Части сложного предложения
Знаки
препинания
в
сложном
предложении
Составление сложных предложений
Простое и сложное предложения.
Закрепление знаний.
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Контрольный
диктант
по
теме
«Предложение»..
Работа над ошибками
Повторение
Состав слова
Правописание в приставке и корне
Существительное
Прилагательное
Глагол
Местоимение
Деловое
письмо.
Объяснительная
записка
Контрольный
диктант
по
теме
«Повторение в конце года».
Работа над ошибками
Орфограммы в корне и приставке
Склонение
существительных
в
единственном и множественном числе
Склонение
имен
прилагательных,
правописание
окончаний
имен
прилагательных
Безударные гласные в корне, приставке,
окончании
Однородные члены предложения. Знаки
препинания
в
предложениях
с
однородными членами предложения
Сложные и простые предложения
Заключительный урок. Итоги года
Заключительный урок. Итоги года
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Приложение к рабочей программе по русскому языку 8 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класс
№
п/п
Тема урока
Количест
во
часов
Повторение (8 часов)
1
2
3
Предложение.Понятие о предложении.
Предложение простое и сложное.
Сложное предложение с союзами и, а,
но и без них.
1
1
1
4
5
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения.
1
1
Дата
изучения
Электронны
е (цифровые)
Образовател
ьные
ресурсы
1
Диктант по теме «Предложение».
Диктант по теме «Предложение». 1
Работа над ошибками.
8
Развитие речи. Работа с деловыми 1
бумагами. Объяснительная записка.
Состав слова (15 часов)
6
7
Состав слова. Однокоренные слова.
Части слова: приставка, корень,
суффикс, окончание.
11
Правописание ударных и безударных
гласных.
12
Правописание звонких и глухих
согласных.
13
Правописание
непроизносимых
согласных.
14
Гласные и согласные в приставках.
15
Приставка и предлог.
16
Приставка и предлог.
17
Сложные слова. Образование сложных
слов.
18
Образование и правописание сложных
слов с соединительной гласной.
19
Сложные слова с соединительными
гласными О и Е.
20
Упражнения на закрепление по теме:
"Состав слова".
21
Развитие речи. Автобиография.
22
Сочинение
по картине
И.
Шевандроновой
"В
сельской
библиотеке". Подготовка.
23
Сочинение
по картине
И.
Шевандроновой
"В
сельской
библиотеке". Работа над ошибками.
Части речи (80 часов)
9
10
24
Понятие
о
разнообразие.
частях
речи.
Их
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Имя существительное (13ч)
25
26
27
28
29
Имя существительное как часть речи.
Имя существительное собственное и
нарицательное.
Существительные
единственного
числа с шипящей на конце.
Склонение имен существительных в
единственном числе.
Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных в
единственном числе.
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Правописание падежных окончаний 1
имен
существительных
во
множественном числе.
Правописание существительных с 1
шипящей на конце.
Правописание существительных с 1
шипящей на конце.
Несклоняемые
имена 1
существительные.
Несклоняемые
имена 1
существительные.
Упражнения на закрепление по теме: 1
«Имя существительное».
Контрольный диктант по теме «Имя 1
существительное».
Упражнения на закрепление по теме 1
«Имя существительное». Работа над
ошибками.
Имя прилагательное (15ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Согласование
прилагательных
с
существительными.
Родовые окончания прилагательных.
Правописание безударных окончаний
прилагательных ж.р. в единственном и
множественном числе.
Правописание безударных окончаний
прилагательных м.р. в единственном и
множественном числе.
Правописание безударных окончаний
прилагательных ср. р. в единственном
и множественном числе.
Правописание прилагательных на –ий,
-ья, -ьи.
Склонение прилагательных мужского,
женского и среднего рода на –ий, -ья, ье.
Склонение прилагательных мужского,
женского и среднего рода на –ий, -ья, ье.
Склонение
прилагательных
во
множественном числе на –ьи.
Развитие речи. Восстановленный
диктант. «Кабанья баня».
Упражнения на закрепление по теме:
«Склонение
прилагательных
в
единственном
и
множественном
числе».
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Имя прилагательное».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Диктант
по
теме
«Имя
прилагательное как часть речи».
52
Диктант по теме «Имя прилагательное
как часть речи». Работа над ошибками.
Местоимение (12ч)
53
Личные местоимения как часть речи.
54
Лицо и число местоимений.
55
Местоимения 3 лица единственного
числа.
56
Склонение местоимений 1 лица.
57
Склонение местоимений 2 лица.
58
Склонение местоимений 3 лица.
59
Правописание
местоимений
с
предлогами.
60
Особенность в правописании личных
местоимений 3 лица с предлогами.
61
Упражнения на закрепление по теме:
«Личные местоимения».
62
Контрольный диктант по теме
«Личные местоимения».
63
Контрольный
диктант
по
теме
«Личные местоимения». Работа над
ошибками.
64
Развитие речи. Работа с деловыми
бумагами. Заявление.
51
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Глагол (39ч)
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
Глагол как часть речи. Понятие.
Значение в речи.
Глагол как часть речи. Понятие.
Значение в речи.
Неопределенная форма глагола.
Правописание шипящих на конце
слова.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Прошедшее время глагола. Род и
число.
Прошедшее время глагола. Род и
число.
Не с глаголами.
Не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам и
числам.
Правописание глаголов 2 лица ед.
числа.
Правописание глаголов 2 лица ед.
числа.
Правописание глаголов 3 лица на –тся
и –ться.
Правописание глаголов 3 лица на –тся
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
и –ться.
Развитие речи. Изложение «Рыбаприлипала».
Развитие речи. Изложение «Рыбаприлипала». Работа над ошибками.
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание глаголов 2 и 3 лица».
Диктант по теме «Изменение
глаголов по лицам и числам».
Диктант по теме «Изменение глаголов
по лицам и числам». Работа над
ошибками.
Спряжение глаголов. Понятие.
Личные окончания глаголов I и II
спряжения.
Личные окончания глаголов I и II
спряжения.
Правописание ударных и безударных
личных окончаний глаголов.
Определение спряжения глагола по
окончанию.
Развитие речи. Сочинение по рисунку
«Случай на рыбалке». (устная работа)
Развитие речи. Сочинение по рисунку
«Случай на рыбалке». (письменная
работа)
Правописание безударных личных
окончаний глаголов I спряжения.
Правописание безударных личных
окончаний глаголов II спряжения.
Распознавание спряжений глагола по
неопределенной форме.
Распознавание спряжений глагола по
неопределенной форме.
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения».
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения».
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжения».
Способы
проверки
безударных
окончаний
существительных,
прилагательных и глаголов.
Способы
проверки
безударных
окончаний
существительных,
прилагательных и глаголов.
Контрольный диктант по теме
«Спряжение глагола».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольный
диктант
по
теме
«Спряжение глагола».
Работа над
ошибками.
103 Развитие речи. Работа с деловыми
бумагами. Анкета.
Предложение (22 часа)
1
Предложение.
Главные
и
второстепенные члены предложения.
Простое
предложение
нераспространенное
и
распространенное.
Простое
предложение
нераспространенное
и
распространенное.
Главные и второстепенные члены
предложения.
Знаки препинания при однородных
членах предложения.
Однородные члены предложения с
союзами и без них.
Однородные
члены
предложения
нераспространенные
и
распространенные.
Диктант по теме «Предложение с
однородными членами».
Диктант по теме «Предложение с
однородными членами». Работа над
ошибками.
Обращение.
Понятие.
Знаки
препинания при обращении.
Обращение. Знаки препинания при
обращении.
Виды предложений по интонации.
Знаки препинания.
Виды предложений по интонации.
Знаки препинания.
Сложное предложение. Понятие.
Сложное предложение с союзами и, а,
но.
Различие сложного предложения с
союзом И и однородных членов
предложения, связанных союзом И.
Сложное предложение с союзными
словами. Знаки препинания.
Сложное предложение с союзными
словами. Знаки препинания.
Развитие
речи.
Восстановление
текста по картине В. Маковского
"Свидание".
1
102
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Упражнения на закрепление по теме: 1
«Предложение».
124 Упражнения на закрепление по теме: 1
«Предложение».
Повторительнообобщающий урок.
125 Развитие речи. Работа с деловыми 1
бумагами. Объявление.
Повторение (11 часов)
123
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Правописание гласных и согласных в
приставках.
Правописание безударных гласных,
парных и непроизносимых согласных в
корне слова.
Правописание безударных окончаний
разных частей речи.
Глагол. Спряжение глаголов .
Местоимение.
Предложение. Виды предложений.
Простые и сложные предложения.
Итоговый контрольный диктант.
Итоговый
контрольный
диктант.
Работа над ошибками.
Практические
упражнения
на
закрепление изученного.
Урок занимательной грамматики.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Приложение к рабочей программе по русскому языку 9 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс
№
п/п
Тема урока
Количест
во
часов
1
Простые предложения.
1
2
3
4
5
6
7
8
Сложные предложения.
Сложные предложения.
Распространение предложений.
Составление сложных предложений.
Составление сложных предложений.
Повторение по теме «Предложение».
Контрольный
диктант
по
теме
«Предложение».
Корень и однокоренные слова.
Образование
слов
с
помощью
суффикса.
1
1
1
1
1
1
1
9
10
1
1
Дата
изучения
Электронные
(цифровые)
Образовател
ьные
ресурсы
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Образование
слов
с
помощью
суффикса.
Образование
слов
с
помощью
приставок.
Образование
слов
с
помощью
приставок.
Правописание в корне и приставке.
РР Составление рассказа по упр.24.
Сложные слова.
Сложные слова.
Сложносокращенные слова.
Сложносокращенные слова.
Состав слова. Закрепление.
Состав слова. Закрепление.
Контрольный диктант по теме «Состав
слова».
Существительное.
Значение
предметности.
Существительное.
Значение
предметности.
Существительные,
близкие
и
противоположные по значению.
Существительные,
близкие
и
противоположные по значению.
Существительные,
обозначающие
черты характера.
Использование существительных для
сравнения одного предмета с другим.
Использование существительных для
сравнения одного предмета с другим.
Склонение
существительных
в
единственном и множественном числе.
Правописание безударных окончаний
существительных.
Знакомство
с
несклоняемыми
существительными.
Сочетание
прилагательных
с
несклоняемыми существительными.
Сочетание
прилагательных
с
несклоняемыми существительными.
Употребление глаголов в прошедшем
времени
с
несклоняемыми
существительными.
Существительное. Закрепление знаний.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
РР Работа репродукцией картины В.
Перова «Тройка».
Деловые бумаги. Записка.
Контрольная
работа
по
теме
«Существительное».
Работа над ошибками.
Прилагательное. Значение признака
предмета.
Употребление
прилагательных
в
прямом и переносном значении.
Употребление
прилагательных
в
прямом и переносном значении.
Согласование
прилагательных
с
существительными.
Правописание падежных окончаний
прилагательных.
Знакомство
с
прилагательными,
обозначающими
признак
по
принадлежности.
Склонение прилагательных в мужском
и среднем роде на –ий, -ье.
Склонение прилагательных в женском
роде на -ья.
Склонение прилагательных в женском
роде на , -ья.
Склонение
прилагательных
во
множественном числе на -ьи.
Склонение
прилагательных.
Закрепление знаний.
Прилагательное. Закрепление знаний.
Объяснительная записка.
Контрольный
диктант
по
теме
«Прилагательное».
Работа над ошибками.
Местоимение. Значение местоимений
речи.
Употребление местоимений в тексте.
Лицо и число местоимений.
Лицо и число местоимений.
Изменение местоимений по падежам.
Правописание
местоимений
с
предлогами.
Правописание местоимений 3 лица.
Местоимение. Закрепление знаний.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
Письмо.
Местоимение. Закрепление знаний.
Контрольный
диктант
по
теме
«Местоимение».
Работа над ошибками.
Значение действия предмета.
Глаголы, близкие и противоположные
по значению.
Глаголы, близкие и противоположные
по значению.
Использование глаголов для выражения
сравнения.
Употребление глаголов в прямом и
переносном значении.
Употребление глаголов в прямом и
переносном значении.
Употребление глаголов со значением
отрицания.
Выделение глаголов в неопределенной
форме.
Выделение глаголов в неопределенной
форме.
Правописание
глаголов
в
неопределенной форме.
Различение глаголов
по лицам и
числам.
Изменение
формы
лица и числа
глаголов.
Знакомство с повелительной формой
глагола.
Правописание повелительной формы
глагола.
Правописание повелительной формы
глагола.
Правописание повелительной формы
глагола.
Использование
в речи глаголов в
повелительной форме.
Правописание глаголов. Закрепление
знаний.
Правописание глаголов. Закрепление
знаний.
Анкета.
Контрольная работа по теме «Глагол».
Работа над ошибками.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
Наречие как часть речи.
Наречия, противоположные и близкие
по значению.
Употребление наречий с глаголами,
обозначающими речевую деятельность.
Употребление сочетаний наречий с
глаголами в прямом и переносном
значениях.
Наблюдение за правописанием наречий
с гласными А и О на конце.
Правописание наречий с гласными А и
О на конце.
Различение наречий и прилагательных.
Наречие. Закрепление знаний.
РР Описание картины В.Перова «Приезд
гувернантки в купеческий дом».
РР Описание картины В.Перова «Приезд
гувернантки в купеческий дом».
Наречие. Закрепление знаний.
Контрольная работа по теме «Наречие».
Числительное как часть речи.
Простые и составные числительные
Словосочетания с числительными.
Словосочетания с числительными.
Правописание числительных от 5 до 20
и 30.
Правописание числительных от 5 до 20
и 30.
Правописание числительных от 50 до 80
и от 500 до 900.
Правописание числительных от 50 до 80
и от 500 до 900.
Различение числительных с мягким
знаком на конце и в середине слова.
Правописание числительных 90, 200,
300, 400.
Числительное. Закрепление знаний.
Деловые бумаги. Доверенность.
Контрольная
работ
о
теме
«Числительное».
Различение простых и сложных
предложений.
Различение простых и сложных
предложений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
Союз И в простых и сложных
предложениях.
Союз И в простых и сложных
предложениях.
Сложные предложения с союзом что.
Сложные предложения с союзом чтобы.
Сложные предложения с союзом чтобы.
Сложные предложения с союзом
потому что.
Сложные предложения с союзом когда.
Сложные предложения. Закрепление
знаний.
Деловые
бумаги.
Объяснительная
записка.
Предложение. Закрепление знаний.
Контрольный
диктант
по
теме
«Предложение».
Состав слова.
Части речи. Правописание окончаний
существительных.
Словосочетание.
Предложения простые и сложные.
Контрольное списывание на годовой
промежуточной аттестации.
Изложение.
Деловое письмо. Заявление.
Тема текста.
Основная мысль текста.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.
Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –
10-е изд. – М. : Просвещение
2.
Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –
10-е изд. – М. : Просвещение
3.
Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. –
10-е изд. – М. : Просвещение
4.
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. –
4-е изд. – М. : Просвещение
5.
Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. –
5-е изд. – М.: Просвещение
6.
Кудрявцева О.Я. «Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы VIII вида. 5-7 классы» ВЛАДОС
7.
Жидкова Л.А., Каменецкая Л.М. «Сборник диктантов для вспомогательной
школы». Изд. «Просвещение», М.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Материалы Государственной образовательной платформы «Российская электронная
школа» Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Материалы библиотеки цифрового образовательного контента ЦОС Моя Школа
(myschool.edu.ru)