МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по ВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Нерадовских Л.В. Приказ №61-ос
от «25» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г. от «29» 08 2025↵ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
(СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
на 2025-2026 учебный год
(10-11 классы)
Программу составила: Логинова Л.А
с. Армизонское
2025
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы
3
функциональной грамотности»
Содержание
курса
внеурочной
деятельности
«Основы
функциональной
грамотности»
4
Тематическое планирование
6
Методическое обеспечение
11
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273 ФЗ;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413"
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №
03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2015 г.
№ 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»;
– Постановления главного государственного санитарного врача
– Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
– Устава МАОУ Армизонская СОШ;
– Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы внеурочной
деятельности:
– Основной образовательной программы среднего общего образования (по ФГОС СОО)
учреждения.
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным
планом в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в
неделю (всего -34 часа).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать,
делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений
формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей
легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
•
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
•
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
•
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
3
•
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
•
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
•
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
•
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания;
•
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
Личностные результаты:
•
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
•
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности
внеурочной деятельности школы.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах:
•
индивидуальная оценка результатов
внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
•
качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся4
•
оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в
рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме
творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия
обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления
«Портфолио».
4
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 10 КЛАСС
Название раздела
Содержание
Форма
организации
Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как
сберечь личный капитал. Риски предпринимательства.
Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый
бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые
операции и риски, связанные с ними.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение
информации из текста в измененной ситуации. Типы
текстов: текст- инструкция (указания к выполнению
работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным текстом:
формы, анкеты, договоры.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль «Основы
математической
грамотности»
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Применение формул в повседневной
жизни. Формулировка ситуации на языке математики.
Применение
математических
понятий,
фактов.
Интерпретация,
использование
и
оценивание
математических результатов.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль «Основы
естественнонаучно
й грамотности»
Применение естественнонаучных знаний для объяснения
различных явлений. Распознавание, использование и
создание объяснительных моделей и представлений.
Научное обоснование прогнозов о протекании процесса
или
явления.
Объяснение
принципа
действия
технического устройства или технологии.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС
№
Название темы
п/п
Кол-во
часов
Теор
Практ
Дата
По плану
фактич
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
Потребление или инвестиции?
1
2.
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал?
1
1
3.
Модель трех капиталов.
1
1
4.
Риски предпринимательства.
1
5.
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
6.
Государство и малый бизнес.
1
1
7.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
1
1
8.
Кредит и депозит.
1
1
9.
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.
1
1
1
1
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
10
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.
1
11
Учебный текст как источник информации.
1
1
12
Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в
текстах.
1
1
13
Применение информации из текста в измененной ситуации.
1
1
14
Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы,
законы).
1
15
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
1
16
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
1
1
17
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
1
1
1
1
Модуль «Основы математической грамотности»
18-19 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.
2
1
1
20-21 Применение формул в повседневной жизни.
2
1
1
6
22-23 Формулировка ситуации на языке математики.
2
1
1
24-25 Применение математических понятий, фактов.
2
1
1
26-27 Интерпретация, использование и оценивание математических результатов.
2
1
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
28-29 Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.
2
1
1
30-31 Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений.
2
1
1
32-33 Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления.
2
1
1
1
1
34
Объяснение принципа действия технического устройства или технологии.
7
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 11 КЛАСС
Название раздела
Содержание
Форма организации
Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
Удивительные факты и истории о деньгах.
Поисковые и научные
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
исследования
деньги: история и современность. Откуда берутся
Диспут
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
Разбор заданий на
всех она разная? От чего это зависит?
платформе РЭШ. ВидеоСобственность и доходы от нее. Арендная плата,
лекции, мастер-классы,
проценты,
прибыль,
дивиденды.
Социальные
семинары, викторины
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Образовательного Альянса
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
Южной Столицы «Сбер в
деньги.
пример», «Финансовая
грамотность»
Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации в
текстах. Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации. Типы текстов:
текст-аргументация
(комментарий,
научное
обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты.
Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Модуль «Основы
математической
грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. Вычисление величины,
применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
проценты,
пропорция,
движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц. Графы и их применение в решении
задач.
Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые
Модуль«Основы явления. Тепловое расширение тел. Использование
естественнонаучной явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение
грамотности»
и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной.
Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Царства живой природы.
Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС
№
Название темы
п/п
Кол- во
Часов Теорет.
Дата
Практич
По плану
фактич
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
Удивительные факты и истории о деньгах.
1
1
2
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
1
1
3
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
1
1
4
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?
1
1
5
Собственность и доходы от нее.
1
1
6
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
1
1
7
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
1
8
Как заработать деньги? Личные деньги.
1
1
9
Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
10 Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
1
1
11 Электронный текст как источник информации.
1
1
12 Сопоставление содержания текстов научного стиля.
1
1
Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности,
13 содержащейся в тексте информации.
1
1
14 Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
1
1
15 Составление плана на основе исходного текста.
1
1
16 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
1
1
9
17 Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
1
Модуль «Основы математической грамотности»
18 Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.
2
1
19-20
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений
для решения проблем.
2
1
1
21-22
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,
движение, работа
2
1
1
23-24 Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).
2
1
1
25-26 Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
2
1
1
27 Графы и их применение в решении задач.
1
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
28 Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
1
29 Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
1
1
30 Атомы и молекулы. Модели атома.
1
1
31
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры.
1
1
1
32 ние и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
1
33 Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
1
1
34 Царства живой природы.
1
1
1
10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные пособия для учителя:
1. Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.
2. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
3. Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
4. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
6. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
7. Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность.
8. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021 . Российский
учебник.
Институт
стратегии
развития
образования.
[Электронный
ресурс]
https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения:
Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет, принтер (при
необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
11