РП Основы функциональной грамотности 10-11 кл Армизонская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по ВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Нерадовских Л.В. Приказ №61-ос
от «25» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г. от «29» 08 2025↵ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
(СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
на 2025-2026 учебный год
(10-11 классы)

Программу составила: Логинова Л.А

с. Армизонское
2025

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы
3

функциональной грамотности»
Содержание

курса

внеурочной

деятельности

«Основы

функциональной

грамотности»

4

Тематическое планирование

6

Методическое обеспечение

11

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
№ 273 ФЗ;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413"
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. №
03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования»;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря 2015 г.
№ 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ»;
– Постановления главного государственного санитарного врача
– Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
– Устава МАОУ Армизонская СОШ;
– Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы внеурочной
деятельности:
– Основной образовательной программы среднего общего образования (по ФГОС СОО)
учреждения.
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным
планом в 10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в
неделю (всего -34 часа).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику
необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный,
местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать,
делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений
формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей
легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
•
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
•
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
•

анализ и интеграция информации, полученной из текста;
3

•
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно
важной ситуации;
•
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
•
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
•
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания;
•
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
Личностные результаты:
•
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
•
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции
норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности
внеурочной деятельности школы.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах:
•
индивидуальная оценка результатов
внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
•
качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся4
•
оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного
направления;
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в
рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме
творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия
обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления
«Портфолио».

4

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 10 КЛАСС
Название раздела

Содержание

Форма
организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как
сберечь личный капитал. Риски предпринимательства.
Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый
бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые
предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые
операции и риски, связанные с ними.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение
информации из текста в измененной ситуации. Типы
текстов: текст- инструкция (указания к выполнению
работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным текстом:
формы, анкеты, договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Применение формул в повседневной
жизни. Формулировка ситуации на языке математики.
Применение
математических
понятий,
фактов.
Интерпретация,
использование
и
оценивание
математических результатов.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
естественнонаучно
й грамотности»

Применение естественнонаучных знаний для объяснения
различных явлений. Распознавание, использование и
создание объяснительных моделей и представлений.
Научное обоснование прогнозов о протекании процесса
или
явления.
Объяснение
принципа
действия
технического устройства или технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 КЛАСС
№

Название темы

п/п

Кол-во
часов

Теор

Практ

Дата
По плану

фактич

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.

Потребление или инвестиции?

1

2.

Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал?

1

1

3.

Модель трех капиталов.

1

1

4.

Риски предпринимательства.

1

5.

Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.

1

6.

Государство и малый бизнес.

1

1

7.

Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.

1

1

8.

Кредит и депозит.

1

1

9.

Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с ними.

1

1

1

1
1

Модуль «Основы читательской грамотности»
10

Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.

1

11

Учебный текст как источник информации.

1

1

12

Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в
текстах.

1

1

13

Применение информации из текста в измененной ситуации.

1

1

14

Типы текстов: текст- инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы,
законы).

1

15

Поиск ошибок в предложенном тексте.

1

1

16

Типы задач на грамотность. Информационные задачи.

1

1

17

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.

1

1

1

1

Модуль «Основы математической грамотности»
18-19 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем.

2

1

1

20-21 Применение формул в повседневной жизни.

2

1

1

6

22-23 Формулировка ситуации на языке математики.

2

1

1

24-25 Применение математических понятий, фактов.

2

1

1

26-27 Интерпретация, использование и оценивание математических результатов.

2

1

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
28-29 Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений.

2

1

1

30-31 Распознавание, использование и создание объяснительных моделей и представлений.

2

1

1

32-33 Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или явления.

2

1

1

1

1

34

Объяснение принципа действия технического устройства или технологии.

7

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 11 КЛАСС
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах.
Поисковые и научные
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
исследования
деньги: история и современность. Откуда берутся
Диспут
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
Разбор заданий на
всех она разная? От чего это зависит?
платформе РЭШ. ВидеоСобственность и доходы от нее. Арендная плата,
лекции, мастер-классы,
проценты,
прибыль,
дивиденды.
Социальные
семинары, викторины
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Образовательного Альянса
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
Южной Столицы «Сбер в
деньги.
пример», «Финансовая
грамотность»

Модуль «Основы
читательской
грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации в
текстах. Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации. Типы текстов:
текст-аргументация
(комментарий,
научное
обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты.

Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. Вычисление величины,
применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые
арифметическим
способом:
части,
проценты,
пропорция,
движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц. Графы и их применение в решении
задач.

Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые
Модуль«Основы явления. Тепловое расширение тел. Использование
естественнонаучной явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение
грамотности»
и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной.
Модель Вселенной. Модель солнечной системы.
Царства живой природы.

Поисковые и научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 КЛАСС
№
Название темы

п/п

Кол- во
Часов Теорет.

Дата
Практич

По плану

фактич

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1

Удивительные факты и истории о деньгах.

1

1

2

Нумизматика. «Сувенирные» деньги.

1

1

3

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

1

1

4

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

1

5

Собственность и доходы от нее.

1

1

6

Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.

1

1

7

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

1

8

Как заработать деньги? Личные деньги.

1

1

9

Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

1

Модуль «Основы читательской грамотности»
10 Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.

1

1

11 Электронный текст как источник информации.

1

1

12 Сопоставление содержания текстов научного стиля.

1

1

Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности,
13 содержащейся в тексте информации.

1

1

14 Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).

1

1

15 Составление плана на основе исходного текста.

1

1

16 Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.

1

1

9

17 Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

1

1

Модуль «Основы математической грамотности»
18 Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние.

2

1

19-20

Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений
для решения проблем.

2

1

1

21-22

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция,
движение, работа

2

1

1

23-24 Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары).

2

1

1

25-26 Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.

2

1

1

27 Графы и их применение в решении задач.

1

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
28 Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.

1

29 Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.

1

1

30 Атомы и молекулы. Модели атома.

1

1

31

Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры.

1

1

1

32 ние и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.

1

33 Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы.

1

1

34 Царства живой природы.

1

1

1

10

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные пособия для учителя:
1. Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.
2. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
3. Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
4. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
6. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
7. Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная грамотность.
8. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021 . Российский
учебник.
Институт
стратегии
развития
образования.
[Электронный
ресурс]
https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения:
Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет, принтер (при
необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».