МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской
СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора по
УВР
Директор
Селянкина Е.Л
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.
Каканова Л.С
Нерадовских Л.В.
Протокол №1
от «29» 08 2025 г.
Приказ № 61-ос
от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Основы функциональной грамотности»
для обучающихся 11 класса
Программу составила Фефилова Н.А.
с. Калмакское 2025
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года,
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 «Об утверждении ФГОС НОО»
с изменениями от 8 ноября 2022 года, ( для начальной школы)
-Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС ООО»
с изменениями от 8 ноября 2022 года, ( для 5-9 классов)
-Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413 «Об утверждении ФГОС СОО» ,
( для 10-11 классов)
- Приказ Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 « О внесении изменений в
федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413» ( для 10-11 кдассов)
- Основная образовательная программа начального общего, основного общего
либо среднего общего образования МАОУ Армизонской СОШ
- Учебный план МАОУ Армизонской СОШ на 2024-2025 год.
Данная программа адресована учащимся 11 классов. В соответствии с учебным планом в 11
классе отводится 1час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю (всего 34 часа).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию
различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые
ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут
иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее
интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.
Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником
и используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
-способность находит и извлекать информацию из разных текстов
-способность применять извлеченную из текста информацию для решения
разного рода проблем;
-анализ и интеграция информации, полученной из текста;
-учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках
личностно важной ситуации;
-умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного
содержания;
-умение интерпретировать и оценивать математические результаты в
контексте национальной и глобальной ситуации;
-умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о
личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания;
-умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и
предлагать пути решения.
Личностные результаты:
-умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей;
-формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
-умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
-способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с
позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей
гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов
-Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
предусматривает оценку достижений обучающихся(портфолио) и оценку
эффективности внеурочной деятельности школы.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в
трех формах:оценка результата, полученного группой обучающихся в
рамках одного направления;
-индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого
обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
-качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании
суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных
результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в
рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти
в форме творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности
определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях,
выполнения творческих работ, представления «Портфолио».
Содержание внеурочной деятельности, 11 класс
Название раздела
Содержание
Форма организации
Модуль «Основы
финансовой
грамотности»
Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства.
Бизнесинкубатор.
Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес
подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Модуль «Основы
читательской
грамотности»
Определение основной темы и идеи в
Поисковые и научные
драматическом произведении. Учебный текст как исследования .Диспут
источник информации. Сопоставление содержания
ситуации в текстах. Применение информации из
текста в изменённой ситуации. Типы текстов:текстинструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы).Поиск ошибок в предложенном
тексте. Типы задач на грамотность. Информационные
задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Модуль «Основы
математической
грамотности»
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем. Применение формул в
повседневной жизни. Формулировка ситуации на
языке математики. Применение математических
понятий, фактов. Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.
Модуль «Основы
естественнонаучной
грамотности»
Применение естественнонаучных
знаний для Поисковые и научные
исследования. Диспут
Объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных моделей и
представлений. Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или
технологии.
Поисковые и
научные
исследования
Диспут
Тематическое планирование
№
п/п
Кол-во
Теор
Практ
Часов
Название темы
Дата
По плану фактич
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
Потребление или инвестиции?
1
1
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал?
Модель трех капиталов.
1
Риски предпринимательства.
1
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
Государство и малый бизнес.
1
Бизнес подростков и идеи.
1
Молодые предприниматели.
Кредит и депозит.
1
1
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»
1
1
02.09.25
09.09.25
1
1
16.09.25
32.09.25
30.09.25
07.10.25
14.10.25
1
1
21.10.25
11.11.25
1
1
1
1
1
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.
1
1
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
1
Применение информации из текста в измененной
ситуации.
1
1
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.
1
1
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
1
договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»
18.11.25
1
1
25.11.25
02.12.25
1
09.12.25
16.12.25
1
1
23.12.25
13.01.26
1
20.01.26
18-19 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем.
2
1
1
27.01.26
20-21 Применение формул в повседневной жизни.
2
1
1
03.02.26
10.02.26
22-23 Формулировка ситуации на языке математики.
2
1
1
17.02.26
24.02.26
24-25 Применение математических понятий, фактов.
2
1
1
03.03.26
10.03.26
26-27 Интерпретация,
использование
математических результатов.
2
1
1
17.03.26
24.03.26
и
оценивание
07.04.26
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
28-29 Применение естественнонаучных
объяснения различных явлений.
знаний
для
2
1
1
14.04.26
30-31 Распознавание,
использование
и
создание
объяснительных моделей и представлений.
2
1
1
21.04.26
28.04.26
32-33 Научное
обоснование прогнозов
протекании процесса или явления.
2
1
1
05.05.26
12.05.26
1
1
34
Объяснение
принципа действия
устройства или технологии.
о
технического
19.05.26
26.05.26
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательногопроцесса
Печатные пособия для учителя:
-Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность.Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
-
Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
-
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.
Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
-
Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная
грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный
ресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и
доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
-
Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/
-
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/