РП Россия -мои горизонты 11 кл Калмакская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО
Методическим советом

СОГЛАСОВАО

УТВЕРЖДЕНО

Заместитель
директора по ВР

Директор

Селянкина Е.Л.

Каканова Л.С.

Протокол №1 от «25» 08

Нерадовских Л.В.

Приказ № 61-ос

2025 г.

Протокол №1 от «29» 08
2025 г.

От «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности курса
«Россия – мои горизонты»
для обучающихся 11 класса

Рабочую программу составил(а):
Фефилова Н..А.

С.Калмакское 2025г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
(далее, соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:
– Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
– Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об
утверждении

Основ

государственной

политики

по

сохранению

и укреплению традиционных российских духовно- нравственных ценностей».
– Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года
и на перспективу до 2036 года».
– Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
– Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации».
– Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п.
1 от 23 февраля 2018 г., Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
– Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650
«Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по профессиональной
ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и
среднего общего образования».
– Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа
2024 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).

– Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года».
– Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
– Федеральной образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
18 мая 2023 г. № 371.
Организационно-методические

рекомендации

по

реализации

курса

внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», а также место курса в
реализации Единой модели профориентации, в том числе в части регионального
содержательного компонента, отражено в следующих документах:
– Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» по
профессиональной

ориентации

обучающихся

11

классов

образовательных

организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
– Методические
профессиональной

рекомендаций

ориентации

по

реализации

обучающихся

11

классов

Единой

модели

образовательных

организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы
основного общего и среднего общего образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение места и
роли Курса в плане внеурочной деятельности, содержание отраслевых, практикоориентированных и профориентационных занятий (в том числе рефлексивных
и проектного занятия, направленного на взаимодействие с родителями/законными
представителями), примерное тематическое планирование занятий Курса.

Содержание

Программы

определяет

реализацию

соответствующего

направления Единой модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее – час)
в неделю (34 часа в учебный год).
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
«Россия – мои горизонты»
формирование

готовности

к

профессиональному

самоопределению

обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций через знакомство с
востребованными профессиями и достижениями России в различных отраслях
экономики, разнообразием образовательных возможностей для осознанного
формирования индивидуального профессионально- образовательного маршрута с
учетом интересов, склонностей и способностей.
Задачи:
–

содействие

формированию

готовности

к

профессиональному

самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
–

формирование

рекомендаций

для

обучающихся

по

построению

индивидуального профессионально-образовательного маршрута в зависимости от
интересов, способностей, доступных им возможностей;

–

информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе

профессионального и высшего образования (включая знакомство с перспективными
и востребованными профессиями, секторами экономики и видами экономической
деятельности);
–

формирование у обучающихся навыков и умений конструирования

индивидуального образовательно-профессионального маршрута и его адаптация с
учетом возможностей среды;
–

формирование ценностного отношения к труду как основному способу

достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ среднего
общего образования (10-11 класс).
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач
среднего общего образования.
Темы

отраслевых

и

практико-ориентированных

занятий

настоящей

Программы преимущественно связаны с основными отраслями производственной и
непроизводственной сфер экономической деятельности Российской Федерации и
разнообразием профессий, представленных в них. Содержание занятий знакомит
обучающихся с достижениями сфер экономической деятельности России. Кроме
того, занятия направлены на формирование ценностных ориентиров, значимых для
успешной профессиональной деятельности любого человека (ценность труда,
ценность

непрерывного

образования,

научного

познания,

самообразования

и других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают
описание диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие,
посвященное взаимодействию с родителями.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Россия – мои горизонты»
Личностные результаты
Для ФГОС СОО:
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности, в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции
личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и
правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:
– сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества, осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
– готовность

противостоять

идеологии

экстремизма,

национализма,

ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
– умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
– осознание духовных ценностей российского народа, готовность к служению
и защите Отечества, ответственность за его судьбу;
– ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
– сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости

за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
– сформированность нравственного сознания, этического поведения;
– способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
– осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
В сфере эстетического воспитания:
– эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений.
– способность

воспринимать

различные

виды

искусства,

традиции

и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
– убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества.
В сфере трудового воспитания:
– готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
– готовность к активной деятельности в технологической и социальной
сферах деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
– интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
– готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
В сфере экологического воспитания:
– сформированность

экологической

культуры,

понимание

влияния

социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;

– умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
– планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
– совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
– осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
– сформированность

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты
Для ФГОС СОО:
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
– самостоятельно

формулировать

и

актуализировать

проблему,

рассматривать ее всесторонне;
– устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
– определять

цели

деятельности,

задавать

параметры

и

критерии

их достижения;
– выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
– вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
– развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
– владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;

– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– овладение

видами

деятельности

по

получению

нового

знания,

его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов;
– формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
– ставить

и

формулировать

деятельности и жизненных ситуациях;

собственные

задачи

в

образовательной

– выявлять

причинно-следственные связи

и

актуализировать

задачу,

выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
– анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
– давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
– разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
– осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
– уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
– уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
– выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
– ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
– владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
– создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
– оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в

решении

когнитивных,

с

соблюдением

требований

ресурсосбережения,

правовых

коммуникативных
эргономики,
и

и

техники

этических

норм,

организационных
безопасности,
норм

задач

гигиены,

информационной

безопасности;
– владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.

Ккоммуникативныее УУД:
а) общение:
– осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
– распознавать

невербальные

средства

общения,

понимать

значение

социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
– владеть различными способами общения и взаимодействия;
– аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
– развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
б) совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
– выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов, и возможностей каждого члена коллектива;
– принимать

цели

совместной

деятельности,

организовывать

и координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
– оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
– предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
– осуществлять

позитивное

стратегическое

поведение

в

ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:

различных

– самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
– давать оценку новым ситуациям;
– расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
– делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
– оценивать приобретенный опыт;
– способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
– давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
– владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
– использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
– уметь

оценивать

риски

и

своевременно

принимать

решения

по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
– самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
– саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;

– внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
– эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других,

учитывать

его

при

осуществлении

коммуникации,

способность

к сочувствию и сопереживанию;
– социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
– принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
– принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
– признавать свое право и право других людей на ошибки;
– развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как
условие его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной
деятельности, профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты»,
виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал
«Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1
час)
11кл. Различные жизненные сценарии и профессионально-образовательные
маршруты, карьерные траектории. Персональное профессиональное развитие.
Приемы построения профессионально-образовательных маршрутов.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение
профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и сроки

прохождения диагностик. Анонсирование диагностики и «Мой профиль» (11
классы).

Профессиональные

склонности

и

профильность

обучения.

Роль

профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности

общего

Персонализация

обучения,

дополнительного

образования.

образования. Способы самодиагностики профессиональных

интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к
самопознанию, профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России
(26 сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в
экономике страны. Достижения России в сфере атомной промышленности,
актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейший работодатель –
государственная

корпорация

«Росатом»:

географическая

представленность,

перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты образования.
11 кл. Профессионально важные качества, характерные для профессий в
атомной отрасли и варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Возможности

высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов для корпорации Росатом. Наукоемкие и высокотехнологичные
направления развития атомной отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с проектированием,
изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
11 кл. Общая характеристика и история отрасли спутникостроения. Ее
значимость в экономике страны. Содержание деятельности профессий в области
спутникостроения и применения спутниковых данных. Профессионально важные
качества, характерные для профессий в данной отрасли и возможности построения
карьеры. Возможности образования в подготовке инженерных кадров в области

спутникостроения и обработки данных дистанционного зондирования Земли.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие

приурочено

ко

Дню

работника

сельского

хозяйства

и перерабатывающей промышленности, международной выставке «Золотая осень»
(12 октября).

Рассматривается

роль

сельского

хозяйства

в

обеспечении

продовольственной безопасности страны, обзор подотраслей сельского хозяйства,
разнообразие

профессий

и

образовательных

возможностей.

Наукоемкость

и технологичность современного агропромышленного комплекса. Открытие
диагностики «Мои способности. Естественно-научные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в
экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные
задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в сфере энергетики. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для топливно-энергетического комплекса.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в

профессии, их компетенциях, особенностях образования.
Рассматриваются

такие

направления,

как

космическая

отрасль

(спутникостроение и работа с данными дистанционного зондирования Земли),
агропромышленная

отрасль

и

пищевая

промышленность,

как

часть

обрабатывающей индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
страны. Роль тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения
России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие
работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательных

маршрутов.

Открытие

диагностики

«Мои

способности.

Технические способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в
будущее».
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
профессионально-образовательных

маршрутов

в

индустриальной

сфере.

Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для отраслей добычи и переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение
(занятие к 500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли
машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области
судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательных маршрутов.

самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор
профессии.

Повышение

мотивации

к

самопознанию,

профессиональному

самоопределению.
11

кл.

Общая

промышленность

и

характеристика

судостроительной

отрасли:

тяжелая

машиностроение.

Профессионально

важные

качества

и особенности профессионального развития в индустриальной сфере. Возможности
высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов

для судостроения.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике
страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального образования.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для легкой промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной
деятельности различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в
отрасли прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и
перспективы

развития.

Примеры

сфер

деятельности,

использующих

математический аппарат.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в сфере прикладной и фундаментальной математики и вычислительной техники.
Возможности высшего образования в подготовке специалистов.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)

Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в
области вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны
России. Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной
деятельности. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионально-образовательного маршрута.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов в сфере гражданской обороны и таможенного контроля.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение

лидерства

отечественных

технологических

компаний

в контексте цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта
развития технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех
отрасли. Определение перспектив развития. Возможности образования, в том числе
программа «Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных
стартапов. Открытие диагностики «Мои способности. Аналитические способности»
в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в сфере финтеха. Возможности высшего и среднего профессионального образования
в подготовке специалистов.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность
и общественное питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью
АПК (индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития.
Особенности

сферы

деятельности,

перспективная

потребность

в

кадрах,

работодатели. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Варианты профессионального и высшего образования.

11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения
профессионально-образовательных

маршрутов.

Возможности

высшего

и профессионального образования в подготовке специалистов для пищевой
промышленности.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают

задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости
от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов
в профессии, их компетенциях, особенностях образования. Рассматриваются
профессии тем с № 9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
(1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого
полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования.
Навык обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с
собственными

представлениями.

Навык

планирования

образовательно-

профессионального маршрута с учетом рекомендаций разного рода. Принцип
вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных
особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои
ориентиры» ( 11 классы).
«Мои

ориентиры»:

Составляющие

готовности

к

профессиональному

самоопределению.

Определение

уровня

готовности

обучающегося к

профессиональному выбору, понимание сильных сторон и дефицитов для его
совершения. Индивидуальное планирование для повышения уровня готовности к
профессиональному самоопределению.

Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей
страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров,
актуальные

задачи

и

перспективы

развития.

Основные

направления

предпринимательской деятельности. Варианты профессионального образования.
Открытие диагностики «Мои способности. Вербальные способности» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
11 кл. Профессионально важные качества и особенности профессионального
развития в деловой среде. Возможности высшего и среднего профессионального
образования

в

подготовке

специалистов

для

отрасли

«предпринимательство».
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство
обучающихся с ролью науки и образования в экономике страны. Достижения России
в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности.
Знакомство со Всероссийским обществом изобретателей и рационализаторов
(ВОИР) – общественной организацией, деятельность которой направлена на

развитие потенциала российского изобретательства, помощь по внедрению новых
технологий

и

разработок,

защиту

интересов

и

прав

изобретателей

и

рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию изобретательской
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и технологий в России.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в науке и образовании. ВОИР, как площадка для внедрения новых технологий и
разработок,

предоставляющая,

изобретательской

в

деятельности.

том

числе,

возможности

Возможности

высшего

популяризации
и

среднего

профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых
отраслей.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма
и гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов.
11 кл. Профессионально важные качества, необходимые для профессий сферы
сервиса, туризма и гостеприимства, возможности построения карьеры. Возможности
высшего и профессионального образования в подготовке специалистов.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных
сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках
занятия рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил
Российской Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте и других
силовых ведомствах. В ходе занятия особое внимание уделяется новым
высокотехнологичным военным специальностям, которые определяют облик армии
и силовых ведомств будущего.

Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей
страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи
и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере,
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в транспортной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для
экономики

страны.

Достижения

России

в

сфере

обеспечения

связи и

телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего
профессионального

образования

в

подготовке

специалистов

для

сферы

деятельности в области связи и телекоммуникаций.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях

профессионалов

в

профессии,

их

компетенциях,

особенностях

образования. На материале профессий тем с №20 по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство
с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми
взрослыми). В зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов
для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью
на тему профессионального самоопределения. Материалы занятия могут быть
использованы обучающимися в самостоятельной деятельности.

Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей
страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы
развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие
направления, как медицина и фармация.

11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом
развитии и обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической
сфере, актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности в космической отрасли.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности профессионального
развития

в

космической

отрасли.

Возможности

высшего и

среднего

профессионального образования в подготовке специалистов для космической
отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой
промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на
стыке искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения
эффективности и удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России,
актуальные

задачи

и

перспективы

развития

сферы

культуры,

искусства

и промышленного дизайна. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики
«Мои способности. Креативный интеллект» в личном кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее».
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях
в

изученных

областях.

Педагогу

предлагается

выбор

тематики

занятия.

Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и
ценностях

профессионалов

в

профессии,

их

компетенциях,

особенностях

образования. На материале профессий (на выбор): культура и искусство;
промышленный дизайн; космическая отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который

традиционно связан с популяризацией строительных профессий.
Знакомство обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального
хозяйства (обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные
задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности.

Варианты

профессионального

образования.

Всероссийское

голосование за выбор объектов благоустройства.
11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии
ВПК,

актуальные

задачи

и

перспективы

профессионального

развития.

Перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионально-образовательных
маршрутов.

11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры
в сфере ВПК. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия.
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате
презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и

ценностях

профессионалов в

профессии, их

компетенциях, особенностях

образования. На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим. Какой
профессионально-образовательный

маршрут

был

проделан

обучающимся за

учебный год (в урочной и внеурочной деятельности, в каких мероприятиях
профессионального выбора участвовали, успехи в дополнительном образовании и
так

далее).

Самооценка

результатов.

Оценка

курса

обучающимися, их

предложения.
Тематическое планирование
№

1.

Тема, раздел
курса
Тема 1.
Установочное
занятие «Россия –
мои горизонты»
(1 час)

Вид занятия

Основное содержание

Установочно
е

Россия – страна безграничных
возможностей
и профессионального
развития. Познавательные
цифры и факты о развитии и
достижениях. Разделение
труда как условие его
эффективности. Цели и
возможности курса
«Россия - мои горизонты».
Портал
«Билет в будущее»

Основные виды
деятельности
обучающихся
Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами
занятия.Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

https://bvbinfo.ru/. Единая
модель профориентации.

2.

Тема 2.
Тематическое
профориентацио
нн ое занятие
«Открой свое
будущее» (1 час)

Тематическ
ое
профориент
ац ионное

Различные жизненные
сценарии
и профессиональнообразовательные маршруты,
карьерные траектории.
Персональное
профессиональное развитие.
Приемы построения

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,

профессионально-

самостоятельная работа

образовательных маршрутов.
Выбор образовательной
организации.

3.

Тема 3.
Тематическое
профориентацио
нн ое занятие
«Познаю
себя» (1 час)

Тематическ
ое
профориент
ац ионное

Особенности диагностик на
Просмотр
платформе «Билет в будущее»
видеороликов,
https://bvbinfo.ru/. Значение
участие в дискуссии,
профориентационных
выполнение
диагностик. Диагностический
заданий. Работа с
цикл. Алгоритм и сроки
материалами занятия.
прохождения диагностик.
Работа под
Анонсирование диагностики
руководством педагога,
«Мой профиль» ( 11 классы).
самостоятельная работа
Профессиональные
склонности и профильность
обучения. Роль
профессиональных интересов
в выборе профессиональной
деятельности и профильности
общего обучения,
дополнительного
образования.
Персонализация образования.
Способы самодиагностики
профессиональных интересов,
индивидуальные различия и
выбор профессии.
Повышение мотивации к
самопознанию
,профессиональному
самоопределению

4.

Тема 4.
Россия
индустриальн
ая: атомные
технологии
(1 час)

Отраслевое

Занятие посвящено
юбилейной дате – 80 лет
атомной промышленности
России (26 сентября).
Знакомство
обучающихся с ролью
атомной промышленности
в экономике страны.
Достижения России в сфере
атомной промышленности.
Крупнейший работодатель –
корпорация
«Росатом». Основные
профессии
и содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
образования.
11 кл. Профессионально
важные качества,
характерные для профессий
в атомной отрасли
и варианты профессиональнообразовательных маршрутов.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Возможности высшего и
профессионального
образования в подготовке
специалистов для корпорации
Росатом

5.

6.

Тема 5.
Россия
индустриальная:
космические
технологии (1
час)

Тема 6.
Россия
аграрная:
продовольствен
ная
безопасность (1
час)

Отраслевое

Отраслевое

Занятие посвящено 68-ой
годовщине запуска
«Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника
Земли, запущенного на
орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение
как сфера
деятельности,
связанная с
проектированием,
изготовлением,
запуском и
эксплуатацией спутников.
Использование информации,
полученной спутниками.
11 кл. Содержание
деятельности профессий
в области
спутникостроения и
применения спутниковых
данных. Профессионально
важные качества,
характерные для
профессий в данной
отрасли
и возможности построения
карьеры. Возможности
образования в подготовке
инженерных кадров в области
спутникостроения и
обработки данных
дистанционного
зондирования Земли.
Занятие
приурочено ко Дню
работника сельского
хозяйства
и
перерабатывающей
промышленности
(12октября).
Рассматривается роль
сельского хозяйства
в обеспечении
продовольственной

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

безопасности страны,
разнообразие профессий и
образовательных
возможностей. Объявление
об открытии диагностики
«Мои способности.
Естественно-научные
способности».
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры в аграрной сфере.
Возможности высшего и
среднего профессионального
образования в подготовке
специалистов для
рассматриваемых отраслей.
Отраслевое
7.

Тема 7.
Россия
комфортная:
энергетика (1 час)

Знакомство обучающихся с
Просмотр
ролью топливновидеороликов,
энергетического комплекса в
участие в дискуссии,
экономике нашей страны.
выполнение
Достижения России в
заданий. Работа с
энергетической сфере,
материалами занятия.
актуальные задачи и
Работа под
перспективы развития.
руководством педагога,
Работодатели,
перспективная потребность в самостоятельная работа
кадрах. Основные профессии
и содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального
образования.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры в сфере энергетики.
Возможности
среднего

высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов для топливноэнергетического комплекса.

8.

Тема 8.
Практикоориентированное
занятие (1 час)

Практикоориентиров
ан ное

Выполнение
Занятие направлено на
практикоуглубление представлений
ориентированных
о профессиях в изученных заданий. Анализ
профессий изученных
областях.
Педагогу
отраслей на основе
предлагается выбор в тематике «формулы

занятия.
Отраслевое
9.

10.

Тема 9.
Россия
индустриальная:
добыча,
переработка,
тяжелая
промышленнос
ть (1 час)

Тема 10.
Россия
индустриальная
:
машиностроени
еи
судостроение
(К 500-летию
Северного
морского пути) (1
час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с
ролью отрасли добычи
переработки в экономике
страны. Достижения России,
актуальные задачи и
перспективы развития
отрасли.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессиональнообразовательных маршрутов.
Объявление об открытии
диагностики «Мои
способности. Технические
способности» в личном
кабинете обучающегося на
портале «Билет в будущее».
11
кл.
Профессиональн
о
важные
качества
и
особенности
построения
профессиональн
ообразовательных маршрутов в
индустриальной сфере.
Возможности высшего и
среднего профессионального
образования в подготовке
специалистов для отраслей
добычи и переработки.
Знакомство
обучающихся с историей и
ролью Северного морского
пути и роли
машиностроения и
судостроения
в его развитии. Достижения
России в области
судостроения, актуальные
задачи и перспективы
развития. Работодатели,
перспективная потребность
в кадрах. Основные
профессии и содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионально-

профессий».
Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

образовательных маршрутов.
11 кл.
Профессионально
важные качества
и особенности
профессионально
го развития
в
индустриальной
сфере.
Возможности

высшего

и

профессионального
образования
специалистов

в

подготовке
для

судостроения.

11.

Тема 11.
Россия
индустриальная:
легкая
промышленнос
ть (1 час)

Тема 12. Россия
умная:
12
математика в
.
действии (1 час)

Отраслевое

Отраслевое

Знакомство с ролью легкой
промышленности
в экономике страны.
Достижения России в
отрасли, актуальные задачи и
перспективы развития.
Работодатели.
Основные профессии и
содержание профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и высшего
образования.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры в индустриальной
сфере.
Возможности высшего и
среднего профессионального
образования в подготовке
специалистов для легкой
промышленности.
Знакомство обучающихся с
ролью математики
в профессиональной
деятельности
различных отраслей в
экономике нашей
страны. Достижения
России
в отрасли прикладной и
фундаментальной
математики, актуальные
задачи и перспективы
развития. Примеры сфер
деятельности, использующих
математический аппарат.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Варианты образования.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры в сфере прикладной
и фундаментальной
математики и
вычислительной техники.
Возможности
высшего
образования

в

подготовке

специалистов.
Тема 13.
Россия
13
безопасная:
.
национальная
безопасност
ь (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся со
Просмотр
сферами
видеороликов,
профессиональной
участие в дискуссии,
деятельности в области
выполнение
вооруженных сил и
заданий. Работа с
гражданской обороны.
материалами занятия.
Система гражданской
Работа под
обороны
руководством педагога,
России. Актуальные задачи и
перспективы развития сферы самостоятельная работа.
профессиональной
деятельности. Государство
как
работодатель,
перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности.
Варианты
профессионального и
высшего образования.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования
в подготовке специалистов в
сфере гражданской обороны и
таможенного контроля.

14.

Тема 14.
Россия цифровая:
IT - компании и
отечественный
финтех (1 час)

Отраслевое

Определение лидерства
отечественных
технологических компаний в
контексте цифровизации
гражданских сервисов,
формирование передового
опыта развития

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под

технологической комфортной руководством педагога,
среды. Обзор первенства
самостоятельная работа.
России в финтех
отрасли. Определение
перспектив развития.
Возможности образования, в
том числе программа «Код в
будущее».
Обзор компаний, понятие
и примеры успешных
стартапов. Открытие
диагностики
«Мои способности.
Аналитические способности»
в
личном
кабинете
обучающегося

«Билет

в

будущее».
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры

в

сфере

Возможности
среднего

финтеха.

высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов.

15.

Тема 15.
Россия
индустриальная:
пищевая
промышленность
и общественное
питание (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с
ролью пищевой
промышленностью как
частью индустриальной
среды. Актуальные задачи и
перспективы развития.
Особенности сферы
деятельности, перспективная
потребность в кадрах,
работодатели. Основные
профессии и содержание
профессиональной
деятельности.

Варианты

профессионального и высшего
образования.
11 кл.
Профессионально
важные качества
и особенности
построения
профессионально
-

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

образовательных
Возможности

маршрутов.
высшего

и

профессионального
образования

в

специалистов

для

подготовке
пищевой

промышленности.

16.

Тема 16.
Практик
оориентированное
занятие (1 час)

Практикоориентиров
ан ное

Занятие
направлено
на
углубление представлений
о профессиях в изученных
областях.
Педагогу
предлагается
выбор
в
тематике
занятия.
Обучающиеся
получают
задания от специалиста (в
видеоролике или
в
формате
презентации,
в
зависимости
от
технических
возможностей
образовательной
организации)
и,
благодаря
их
выполнению,
уточняют
свои
гипотезы о предмете
профессиональной
деятельности,
условиях
работы,
личных
качествах,
целях и ценностях
профессионало
в в профессии,
их
компетенциях,
особенностях
образования.
Рассматриваются профессии

Выполнение
практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий изученных
отраслей
на основе «формулы
профессий».

тем с №9 по №15.

17.

Тема 17.
Профориента
Профориентацион ционное
н ое тематическое
занятие «Мое
будущее»
(1 час)

Групповой разбор и
интерпретация
профориентационны
х диагностик первого
полугодия.
Комплексный учет
факторов при выборе
профессии и
образования. Навык
обращения с

Групповой
разбор и
интерпретация
профориентационных
диагностик первого
полугодия.

результатами
диагностики,

соотнесение

рекомендаций с собственными
представлениями.

Навык

планирования образовательнопрофессионального маршрута
с учетом рекомендаций
разного
рода.
Принцип
вероятностного прогноза.

18.

19.

Тема 18.
Профориентацион
н ое занятие (1
час)

Профориента
ционное

Тема 19.
Россия деловая:
предприниматель
ст во и бизнес (1
час)

Отраслевое

Анонс возможности
самостоятельного
участия
в диагностике личностных
особенностей и готовности
к профессиональному
самоопределению «Мои
ориентиры» (11 классы).
«Мои качества»:
Личностные особенности и
выбор профессии.
Повышение мотивации к
самопознанию, пониманию
своих преимуществ и
дефицитов в рамках
отдельных профессиональных
обязанностей.
«Мои ориентиры»:
Составляющие готовности
к профессиональному
самоопределению.
Определение уровня
готовности обучающегося к
профессиональному выбору,
понимание сильных сторон
и дефицитов
для его совершения.
Индивидуальное
планирование
для повышения уровня
готовности к
профессиональному
самоопределению.
Знакомство обучающихся с
ролью предпринимательства
в экономике нашей страны.
Достижения
в предпринимательстве на
основе успешных примеров,
актуальные задачи и
перспективы развития.

Анонс возможности
самостоятельного
участия в
диагностике
личностных
особенностей и
готовности к
профессиональному
самоопределению
«Мои ориентиры» (11
классы).

Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение заданий.
Работа с материалами
занятия. Работа под
Руководством
педагога,

20

Тема 20.
Россия умная:
наука и
технологии (1
час)

Отраслевое

Основные
направления
предпринимательской
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Объявление об открытии
диагностики
«Мои способности.
Социальный интеллект» в
личном кабинете
обучающегося «Билет в
будущее».
Объявление об
открытии
диагностики
«Мои
способности.
Вербальные
способности»
в личном кабинете
обучающегося «Билет в
будущее».
11 кл. Профессионально
важные качества и
особенности
профессионального развития в
деловой среде.
Возможности высшего и
среднего профессионального
образования в подготовке
специалистов для отрасли
«предпринимательство».

самостоятельная
работа.

Занятие посвящено Дню
Российской науки – 8 февраля.
Знакомство обучающихся с
ролью науки и образования в
экономике нашей страны.
Знакомство
со Всероссийским обществом
изобретателей
и рационализаторов (ВОИР).
Варианты профессионального
образования. Открытие
диагностики «Мои
способности.
Социальный интеллект» в
личном кабинете
обучающегося
«Билет в будущее».
Инициативы Десятилетия
науки и технологий в России.
11кл.

Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Профессиональн
о
важные
качества
и
особенности
построения
карьеры в науке
и образовании. ВОИР, как
площадка, для внедрения
новых технологий и
разработок,
предоставляющая,
в том числе, возможности
популяризации
изобретательской
деятельности. Возможности
высшего и среднего
профессионального
образования
в подготовке специалистов для
изучаемых отраслей.
21

Тема 21.
Россия
гостеприимная:
сервис и туризм
(1 час)

Отраслевое

11 кл.
Профессионально
важные качества,
необходимые для
профессий сферы
сервиса, туризма и
гостеприимства,
возможности
построения карьеры.
Возможности
высшего

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
и

самостоятельная работа.

профессионального
образования

в

подготовке

специалистов.
22

Тема 22.
Россия
безопасная:
защитники
Отечества (1 час)

Отраслевое

Занятие посвящено Дню
Просмотр
Героев Отечества (9
видеороликов,
декабря) и роли
участие в дискуссии,
Вооруженных сил России в
выполнение
обеспечении национальной
заданий. Работа с
безопасности. В рамках
материалами занятия.
занятия
Работа под
рассматривается структура и
руководством педагога,
современные достижения
самостоятельная работа.
Вооруженных сил Российской
Федерации, включая
передовые технологии в армии,
флоте, МВД, Росгвардии и
других силовых ведомствах. В
ходе занятия особое внимание

уделяется

новым

высокотехнологичным
военным
которые

специальностям,
определяют

облик

армии и силовых ведомств
будущего.

23

Тема 23.
Россия
комфортная:
транспорт. (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся
с ролью комфортной
среды в экономике нашей
страны.
Достижения
России
в отраслях комфортной среды,
актуальные задачи
и перспективы развития.
Крупнейшие работодатели
в транспортной сфере, их
географическая
представленность,
перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии
и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального
и
высшего образования.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения

Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

карьеры в сфере транспорта.
Возможности
среднего

высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов для отрасли.
24

Тема 24.
Россия на связи:
интернет и
телекоммуникаци
я (1 час)

Отраслевое

Знакомство
обучающихся с
ролью систем связи и
телекоммуникаций в
экономике нашей
страны.
Достижения России в сфере
обеспечения связи
и телекоммуникаций,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Работодатели, их

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

географическая
представленность,
перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии
и содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры в программировании
и телекоммуникации.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования

в

подготовке

специалистов для изучаемых
отраслей.
Проектное

25

Тема 25.
Практик
оориентированное
занятие (1 час)

26

Тема 26.
Проектное
занятие:
поговори с
родителями (1
час)

27

Тема 27.
Россия
здоровая:
медицина и
фармацевтик

Профориента
ционное

Отраслевое

Занятие
направлено на
углубление
представлений о
профессиях в
изученных сферах
профессиональной
деятельности и
отраслей. Педагогу
предлагается выбор в
тематике занятия.
На материале профессий
тем с № 20 по №24.
Занятие посвящено
теме «Поговори с
родителями» и
предполагает
знакомство с
особенностями
проведения
тематической беседы с
родителями (значимыми
взрослыми).
Знакомство обучающихся с
ролью медицины
и фармации в экономике
нашей страны. Достижения
России в этих отраслях,
актуальные задачи

Выполнение задания
от специалиста (в
видеоролике или в
формате презентации,
в зависимости от
технических
возможностей
образовательной
организации)

В зависимости от
возраста
обучающиеся
готовят список
вопросов для беседы
и знакомятся с
правилами и
особенностями
проведения
интервью.
Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с

а в России.
(1 час)

и перспективы развития.
Работодатели,
их географическая
представленность,
перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии
и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального
образования.
Рассматриваются такие
направления,
как
медицина
и фармация.
11 кл.
Профессионально
важные качества
и особенности
построения
карьеры в сфере
здравоохранения.
Возможности высшего и
среднего
профессионального
образования

в

специалистов

для

материалами занятия.
Работа под
руководство
м педагога,
самостоятель
ная работа.

подготовке
отраслей

медицина и фармация.
28

тема 28.
Россия
индустриальная:
космическая
отрасль (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с
ролью космической отрасли в
экономическом развитии и
обеспечении безопасности
страны. Достижения России в
космической сфере,
актуальные задачи и
перспективы развития.
Основные
профессии и содержание
профессиональной
деятельности в космической
отрасли. Варианты
профессионального и
высшего образования.
11 кл.
Профессионально
важные качества
и особенности
профессионально
го развития
в космической
отрасли.

Просмотр
видеороликов,
участие в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

Возможности
высшего и
среднего
профессиональ
ного
образования
в подготовке специалистов для
космической отрасли.
29

Тема 29.
Россия
творческая:
культура и
искусство (1
час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с
ролью креативной индустрии
и сферой промышленного
дизайна
в экономике страны.
Промышленный
дизайн – сфера на
стыке искусства и
инженерных
технологий и один
из факторов обеспечения
эффективности и удобства.
Цель промышленного
дизайна. Достижения России,
профессии и содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
образования. Открытие
диагностики «Мои
способности. Креативный
интеллект» в личном кабинете
обучающегося
«Билет в будущее».
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения

Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа

карьеры в креативной сфере.
Возможности
среднего

высшего

и

профессионального

образования

в

подготовке

специалистов для искусства и
дизайна.
30

Тема 30.
Практик
оориентированное
занятие (1 час)

Практикоориентирова
н ное
проектное

Занятие направлено на
углубление и расширения
представлений о профессиях в
изученных областях.
Педагогу предлагается выбор
в тематике занятия из двух
возможных.
Обучающиеся
получают задания от

Выполнение
практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий изученных
отраслей
на основе «формулы
профессий

специалиста (в
видеоролике или в
формате презентации,
в зависимости от технических
возможностей
образовательной
организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои
гипотезы о предмете
профессиональной
деятельности, условиях
работы, личных качествах,
целях и ценностях
профессионалов
в профессии, их компетенциях,
особенностях образования.
31

Тема 31.
Россия
комфортная.
Строительство
и города
будущего. (1
час)

Отраслевое

Занятие проходит в
преддверии 1 мая Праздника Весны и Труда,
который традиционно
связан с популяризацией
строительных профессий.
Знакомство
обучающихся с ролью
строительства и
жилищнокоммунального
хозяйства
(обслуживание
зданий). Достижения России
в строительстве, актуальные
задачи и перспективы
развития. Крупнейшие
работодатели, перспективная
потребность
в кадрах. Основные
профессии и содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
Всероссийское голосование за
выбор объектов
благоустройства.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры в изучаемых
отраслях.
Возможности высшего и
среднего профессионального
образования в подготовке

Просмотр
видеороликов, участие
в дискуссии,
выполнение
заданий. Работа с
материалами занятия.
Работа под
руководством педагога,
самостоятельная работа.

специалистов для отраслей
строительства
и архитектуры.
32

33

Тема 32.
Россия
безопасная:
военнопромышленн
ый комплекс
(ВПК) (1 час)

Отраслевое

Знакомство обучающихся с
ролью военнопромышленного
комплекса
в
обеспечении
безопасности
Российской Федерации.
Достижения России в
развитии ВПК, актуальные
задачи
и
перспективы
профессионального
развития.
Перспективная
потребность в кадрах.
Основные профессии и
содержание
профессиональной
деятельности. Варианты
профессионального и
высшего образования.
11 кл. Профессионально
важные качества
и особенности построения
карьеры в отрасли.
Возможности высшего и
среднего профессионального
образования в подготовке
специалистов для военнопромышленного
комплекса.

Тема 33.
Практик
оориентированное
занятие (1 час)

Практикоориентирова
н ное
проектное

Занятие
направлено на
углубление
представлений о
профессиях в
изученных областях.
Обучающиеся
получают задания от
специалиста (в
видеоролике
или в формате презентации, в
зависимости
от технических возможностей
образовательной
организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои
гипотезы о
предмете профессиональной
деятельности, условиях
работы, личных качествах,

Выполнение
практикоориентированных
заданий. Анализ
профессий изученных
отраслей
на основе «формулы
профессий».

целях и ценностях
профессионалов в
профессии,
их компетенциях,
особенностях образования.
На материале профессий тем
№ 31 и № 32 (на выбор).
34

Тема 34.
Рефлексивное
занятие (1 час)

Рефлексивн
ое

Итоги изучения курса за год.
Самооценка результатов.
Оценка курса обучающимися,
их предложения.

Участие в дискуссии,
выполнение
тематических
заданий.
Ретроспективная и
проспективная
рефлексия.

Календарно-тематическое планирование курса
п/№

Название темы

Количество

Дата

Дата

часов

план

факт

1

04.09.25

2

Установочное занятие «Россия – мои
горизонты»
«Открой свое будущее»

1

11.09.25

3

«Познаю себя»

1

18.09.25

4

Россия индустриальная: атомные
технологии

1

25.09.25

5

Россия индустриальная: космические
технологии
Россия аграрная: продовольственная
безопасность
Россия комфортная: энергетика

1

02.10.25

1

09.10.25

1

16.10.25

8

Практико- ориентированное занятие

1

23.10.25

9

Россия индустриальная: добыча,переработка,
тяжелая промышленность
Россия индустриальная: машиностроение и
судостроение (К 500-летию Северного
морского пути)
Россия индустриальная: легкая
промышленность
Россия умная: математика в действии

1

06.11.25

1

13.11.25

1

20.11.25

1

27.11.25

Россия безопасная: национальная
безопасность
Россия цифровая: IT - компании и
отечественный финтех
Россия индустриальная: пищевая
промышленность и общественное питание
Практико-ориентированное занятие

1

04.12.25

1

11.12.25

1

18.12.25

1

25.12.25

1

6
7

10

11
12
13
14
15
16

17

Профориентационн ое тематическое занятие
«Мое будущее»

1

15.01.26

18

Профориентационн ое занятие

1

22.01.26

19

Россия деловая: предпринимательст во и бизнес

1

29.01.26

20

Россия умная: наука и технологии

1

05.02.26

21

Россия гостеприимная: сервис и туризм

1

12.02.26

22

1

19.02.26

23

Россия безопасная: защитники
Отечества
Россия комфортная: транспорт.

1

26.02.26

24

Россия на связи: интернет и телекоммуникация

1

05.03.26

1

12.03.26

1

19.03.26

1

26.03.26

1

09.04.26

1

16.04.26

Тема 30. Практикоориентированное занятие
Россия комфортная. Строительство и города
будущего.
Россия безопасная: военно- промышленный
комплекс (ВПК)
Практико-ориентированное занятие

1

23.04.26

1

30.04.26

1

07.05.26

1

14.05.26

Рефлексивное занятие

1

21.05.26

25
Практико-ориентированное занятие
26

27
28
29
30
31
32
33
34

Проектное занятие: поговори с
родителями
Россия здоровая: медицина и
фармацевтика в России.
Россия индустриальная: космическая
отрасль
Россия творческая: культура и искусство


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».