МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области Отдел
образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ структурное подразделение МАОУ АрмизонскойСОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Заместитель директора по
УВР
Нерадовских Л.В.
Селянкина Е.Л
Протокол №1 от «25» 08
2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
Каканова Л.С
Приказ № 61-ос от «29» 08
20245 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Россия – страна возможностей»
для обучающихся 11 класса
Программу составила Фефилова Н.А.
с. Калмакское 2025
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, федеральной образовательной
программы основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной
деятельности.
Программа направлена на развитие личности в разных направлениях: военнопатриотическое, гражданская активность, информационно- медийное, личностное
развитие, курс рассчитан на 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
Цель программы:
1. Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях;
2. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную
жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном
обществе;
3. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
4. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ.
Задачи программы:
1. Готовить учащихся к осознанию и пониманию сложностей мира взрослых;
2. Учить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать
трудности, противостоять непредвиденным жизненным ситуациям;
3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать
себя, видеть свои сильные и слабые стороны;
4. Воспитывать интерес к самому себе, формировать собственную
культуру самопознания, саморазвития и самовоспитания.
Планируемые
результаты Личностные результаты.
У обучающегося будет формироваться:
-
чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте
единого и целостного отечества при всем разнообразии культур,
национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов
России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на
основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных
моральных норм, требующих для своего выполнения развития
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- интерес к научно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность научится:
- перечислять ценности демократического общества и правового государства,
объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять
проявление демократических принциповв практике;
называть особенности России как федеративного государства, жители
которого представляют различные народы; называть народы, живущие в
современной России; приводить примеры культурных особенностей разных
народов России; рассказывать о государственном устройстве России;
перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;
объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы
необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур;
сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения
социального многообразия;
объяснять, почему любовь к Родине — это одно из важнейших чувств
человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека
к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины;
объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и
активности в решении проблем своей малой родины;
перечислять международные организации, в которые входит наша страна,
объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в
мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным
международным вопросам;
- определять значение экономики в развитии общества;
находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях
развития экономики страны, характеристике современного экологического
состояния, информацию о роли России на международной арене, используя
различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные
мини-исследования;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии,
включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное.
Регулятивные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- описывать конкретные факты и события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия – страна возможностей»
Программа внеурочной деятельности «Россия- страна возможностей» реализуется в 11
классе. Всего 34 часа.
Принадлежность к
внеурочной
деятельности
определяет
режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания.
Программа
носит
направление
проектно-исследовательскойдеятельности
и
рассчитана
на проведение теоретических
и
практических занятий.
Формы проведения занятий:
- проведение викторин;
- экскурсии;
- поиск сайтов и извлечение нужной информации;
- проектная деятельность;
- исследовательская деятельность;
- разработка и проведение экскурсий по стендам;
- встречи;
- подготовка сообщений, презентаций.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе
изучения новой темы.
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов. Практический:
работа с письменными и вещественными источниками. Проектный: работа учащихся над
индивидуальными проектами.
Исследовательский: поиск и исследование информации из разных источников.
11 класс.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Россия- страна возможностей»
Мы - россияне.
Граждане России - россияне. Россия - многонациональное государство .Особенности
территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции,
обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в
Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.
Российская государственность.
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется
государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство,
парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика .Встреча с депутатом.
Участие граждан в управлении страной.
Россия - демократическое государство.
Демократия - власть народа: история и современность. Признаки правового
государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая
культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении
общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Гражданин в экономических отношениях.
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Понятие
«экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ.
Государство в экономической жизни людей - история и современность. Экономические
функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в
банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции
«Налоговая политика государства».
Современное российское общество.
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об
историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и
технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание
презентаций
«Экологические проекты в России и мире».
Россия в современном мире
Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории
человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный
терроризм как острая
проблема
современного
мира.
Задачи
программы:
Образовательные:
познакомить обучающихся с важнейшими событиями становления
Российской государственности;
сформировать у обучающихся представления о месте и роли Российского
государства в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах
государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны.
Развивающие:
развить первичные практические навыки работы с документальными и архивными
материалами;
побудить обучающихся к поисково-исследовательской созидательной
деятельности.
Воспитательные:
способствовать расширению кругозора школьников и социализации
подростков;
Коррекционно-развивающая работа:
-
организация и проведение индивидуальных и групповых занятий;
социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий
жизни.
Формы и методы работы:
занятия
индивидуальные
и групповые
(подготовка
презентаций,
рефератов, исследовательская деятельность обучающихся;
беседы (о формировании гражданского отношения к Отечеству и
любви к своей Родине, о государственных праздниках страны, о правах граждан
нашей страны, знакомство с основным законом нашей страны - Конституцией; о
правах и обязанностях детей);
организация деятельности (подготовка проектов, стенгазет, плакатов,
конкурсов рисунков, подготовка к диспутам на заданную тему, подготовка
ролевых игр).
Тематическое планирование
Наименование
разделов и тем
программы
Основное содержание
Деятельность
школьников
Мы - россияне.
Граждане
России россияне.
Россия многонациональное
государство.
Особенности
территориального
устройства
страны.
Культурное
многообразие
народов России. Традиции,
обычаи,
праздники
народов
России.
Многообразие
и
единство
нашей
страны. Малая Родина.
Экскурсия в Краеведческий
музей. России. Конкурсстихово
России.
Российская
государственнос
ть.
Государство
на
страже
закона, прав и свобод
граждан. Как формируется
государственная
власть.
Ветви
власти.
Органы
власти
в
России:
, парламент,
суд. Власть и политика.
Участие граждан
в управлении страной.
Ролевая игра «Выборы».
Встреча с депутатом.
Россия
- Демократия - власть народа:
демократическое история и современность.
Признаки
правового
государство.
государства. Власть закона
как основа правового
государства.
Право
и
правовая
культура.
Взаимодействие государства
и гражданского общества в
решении
общественных
проблем.Ценности
и
принципы демократии.
в
Гражданин
в Государство
экономической жизни людей
экономических
- история и современность.
отношениях.
Понятие
«экономика».
Частная собственность и ее
роль
в
обществе.
Гражданский кодекс РФ.
Государство
в
экономической жизни людей
- история и современность.
Экономические
функции
государства. Занятость и
трудоустройство в
современной России .
Современное
российское
Современное
общество и
тенденции
российское
общество.
его развития.
Представления
об
историческом
времени.
Прогресс и регресс
в
развитии общества. Научные
открытия и технические
достижения.
Встреча
с
представителями
религиозных конфессий.
Конфликты
между
Россия
в
государствами.
современном
Международные отношения.
мире
Войны
в
истории
человечества
и
России.
Может ли человечество жить
без войн. Международный
терроризм как острая
проблема современного мира
Виртуальная
экскурсия.
Исследовательская работа.
Экскурсия в
банков
в
Встреча
с
налоговой
«Налоговая
государства».
банк «Роль
экономике».
работником
инспекции
политика
Создание презентаций
«Экологические проекты в
России имире».
Диспут «Современный мир».
№
1.
2.
3.
Календарно-тематическое планирование курса «Россия- страна возможностей 11 класс
Наименование
Количество часов
Форма
Формы
раздела,
тема
проведения
контроля
урока
всего теория практика
Граждане России- 1
1
беседа
диспут
россияне
Россия2
1
1
подготовка проектов
проекты
многонациональное
государство
Особенности
территориального
устройства страны
2
1
1
подготовка проектов
Дата
план
04.09.25
11.09.25
18.09.25
проекты
25.09.25
02.10.25
4.
Традиции,обычаи,
Праздники
народов России
2
2
Поиск сайтов
и извлечение нужной
информации
сообщения
09.10.25
16.10.25
5.
Малая Родина
составе России
в
2
1
1
рефераты
защита
рефератов
23.10.25
06.11.25
6
Россия - Родина моя
2
2
стихи о России
Конкурс стихов
о России
13.11.25
20.11.25
7
Государство
на
страже закона, прав и
свобод граждан
2
2
поиск сайтов
и извлечение
нужной информации
Школьны
й
этап
Всероссий
ской
олимпиад
ы
школьников
праву
27.11.25
04.12.25
по
Дата
факт
8
9
10
11
12
13
Органы власти в
России.
Ветвивласти
Власть и политика
Демократия - власть
народа: история и
современность
Государство в
экономической жизни
людей
Гражданский кодекс
РФ
Занятость
итрудоустройство в
современной России
2
1
2
1
2
2
2
1
1
1
1
встреча с
депутатом
Думы
Поиск сайтов
и
извлечение
нужной
информации
беседа
беседа
2
2
игра
экскурсия в
службу занятости
населения
ролевая игра
«Выборы»
11.12.25
беседа
18.12.25
25.12.25
стенгазеты
15.01.26
22.01.26
29.01.26
Дискуссия
проблемного
обучения
дискуссия
05.02.26
экскурсия
19.02.26
12.02.26
26.02.26
14
Роль банков в
экономике
2
2
экскурсия в банк
экскурсия
05.03.26
12.03.26
15
16
17
Налоговая политика
государства
Современное
российское
общество и
тенденции его
развития
Научные открытия и
технические
достижения
1
1
2
2
встреча с работником
налоговой инспекции
беседа
беседа
19.03.26
дискуссия
26.03.26
09.04.26
1
1
беседа
дискуссия
16.04.26
18
19
Многообразие
религиозных
конфессий
Экологические
проекты в России и
мире
2
2
2
2
Встречас
представителями
религиозных
конфессий
беседа
Создание
презентаций
презентии
23.04.26
30.04.26
07.05.26
14.05.26
20
Может ли
человечество жить
без войн
Итого
1
1
34
10
24
интеллектуальная
неделя
дискуссия
21.05.26
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
1. Примерная программа «Внеурочная деятельность школьников основного общего
образования» Григорьев Д. В. Антошин М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение
государственных символов РФ в школе М Айрис-пресс, 2003 г. Баранова И.В.
Нравственные ценности. М.: Генезис, 2004 г.
2. Бродовска З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск, 2003 г.
3. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое
мышление, 1989.-221 с.
4. Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России // Вестник образования. - 2009. - №17. - 9-13 с.
5. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. М.: Вако, 2007 г.
6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Воспитание школьников. 2005. - №1. -147 с. Концепция духовно-нравственного воспитания российских
школьников. М.: Просвещение, 2009. - 35 с.