МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области Отдел
образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ структурное подразделение МАОУ АрмизонскойСОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Директор
Заместитель директора по
УВР
Селянкина Е.Л
Протокол №1 от «25» 08
2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Нерадовских Л.В.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
Рабочая программа
Внеурочного курса
«Разговоры о важном»
для обучающихся 11 класса
Программу составила:
Фефилова Н.А.
С.Калмакское 2025г
Каканова Л.С
Приказ № 61-ос от «29» 08
2025 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государ- ственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
резуль- татов федеральных основных образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования с учётом выбора участника- ми образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучаю- щегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нрав- ственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
● в формировании его российской идентичности;
● в формировании интереса к познанию;
● в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и ува- жительного
отношения к правам и свободам других;
● в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и право- вых норм;
● в создани и мотивации для участия в социально значимой деятельности;
● в развитии у школьников общекультурной компетентности;
● в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
● в осознании своего места в обществе;
● в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
● в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
5. . Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования».
7.
Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О направлении информации» (вместе
с Методическими рекомендациями по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 11 классов, в течение одного учебного
года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в
развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Развитие
навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное
разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха
в будущем. Правила использования стилей речи в современной коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается
цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как
современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых
профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы
цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной энергии.
Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние
экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное мировое достояние
человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей. Музыка как вид искусства.
Состояние развития современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание безусловной ценности
каждого человека. Осознанное уважительное отношение к людям, к чужому труду, к государству
— фундамент гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа
любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков
и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в
развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг
от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации.Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных
процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных
отношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России.
Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т.д. Мировое
признание достижений отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога.
Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание
друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных
ситуациях. Спасатель и риск ради другого человека. Профессиональные качества и навыки
спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой
жизни, правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека.
Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как
соблюдать безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших
времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая
часть
российской
идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации —
основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского
общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права
и обязанности есть у детей?
Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Роль в формировании нравственности
традиционных ценностей,
культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с
пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы
новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История развития отечественной
мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды
профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего
материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного
наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация
памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как
создавать и развивать школьный музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать
свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии
отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее
выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как
меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка
науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера
деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан.
Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной
стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести
конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой —
реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В
каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что
такое героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет
закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и
профессиональном
развитии
личности.
Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России.
Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России.
Русский театр — это не просто сцена и кулисы, это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и
судьбы страны. Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты,
дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской театральной
школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным
событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и
психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие
космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как
предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики.
Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты —
личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый
человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и
роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться
успеха. Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться
сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории
страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них
отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как
песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности
— это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности
помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность
каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с
единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к обучению и лич- ностному развитию; целенаправленное развитие внутренней
позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностносмысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; готовность обучающихся
руководствоваться си- стемой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части: гражданского воспитания, патриотическо- го воспитания, духовно-нравственного
воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания
ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действия- ми: владеть навыками
познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
проявлять способность и готов- ность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания; проявлять готовность и способность к самостоятельной
информационно-познавательной деятельности, владеть на- выками получения необходимой информации из
словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ис- пользовать средства
информационных и коммуникационных технологий в ре- шении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; определять назначение и
функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действи- ями: продуктивно
общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми средствами —
уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы деятельно- сти; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в раз- личных ситуациях;
самостоятельно оценивать и принимать решения, определя- ющие стратегию поведения, с учётом гражданских и
нравственных ценностей; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ сво- его знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к
которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского лите- ратурного языка и
развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения нали- чия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение
умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефера- тов, сочинений различных
жанров; знание содержания произведений русской имировой классической литературы, их историкокультурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
формирование представлений об изобразительно-выразительных возможно- стях русского языка;
формирование умений учитывать исторический, истори- ко-культурный контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных
тек- стах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрну- тых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике стра- ны/стран изучаемого
языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из
иноязычных источников в образо- вательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связан- ных с ней процессов
в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике, методах
исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном
мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об
общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование умений применять
исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в единстве
и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные, ие- рархические и другие связи социальных объектов и процессов;
формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового
сообщества в глобальном мире; формирование представлений о ме- тодах познания социальных явлений
и процессов; владение умениями приме- нять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений; развитие навыков оценивания социальной информа- ции, умений
поиска информации в источниках различного типа для рекон- струкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества; владение гео- графическим мышлением для определения
географических аспектов природ- ных, социально-экономических и экологических процессов и
проблем; форми- рование системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяй- ства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; владение
умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и
явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение
умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о
природных
социально-экономических
и
экологических
процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и
интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять географические знания
для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий; формирование
представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных
и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой; владение основными методами научного познания; формирование собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к
глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Тематическое планирование
СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (10–11 классы)
№
п/п
Темы занятий
Количество
часов
Основное содержание
1
Обучение — важный процесс развития человека. Роль знаний в развитии личности и
общества. Влияние цифровых технологий
на приобретение знаний. Развитие навыков
работы в команде, уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь, созидательный труд, патриотизм
1
Русский язык — государственный язык,
объединяющий многонациональную семью
народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Грамотная, логичная
и понятная речь — признак образованного
человека и залог успеха в будущем.
Правила использования стилей речи в
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм
1
Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность
государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные
технологии помогают учиться, работать и
осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются
новые техноло- гии? Правила безопасного
поведения в сети и угрозы цифрового
мира.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
права и свободы человека
Зачем человеку учиться?
1
2
3
Русский язык в эпоху
цифровых технологий
Цифровой
суверенитет страны
Виды деятельности обучающихся
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
4
5
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве.
Ко Дню
музыки
1
Мирный атом — это использование атомной
энергии в мирных целях на благо человечества. Контроль распространения атомной
энергии. Уникальные атомные технологии и
достижения отечественной научной школы.
Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
1
Русская культура — признанное мировое
достояние человечества. Реализация творческого потенциала взрослых и детей Музыка как вид искусства. Состояние
развития современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
6
Что такое уважение?
Ко Дню учителя
1
Как понять друг друга
разным поколениям?
1
7
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Уважение — это понимание безусловной Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
ценности каждого человека. Осознанное
интерактивных заданий, работа в группах,
уважительное отношение к людям, к чувыполнение творческих заданий
жому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила
общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни
и формиро- вание ответственности. О роли
педагога в воспитании личности.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение,
служение Отечеству и ответственность
за его судьбу
Эвристическая беседа, просмотр
Семья как ценность в жизни каждого человидеофрагментов, выполнение
века, основа любого общества. Формироинтерактивных заданий, работа в группах,
вание общих семейных ценностей — залог
выполнение творческих заданий
взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет
взаимоуважения и обмена опытом.
Формирующиеся ценности: крепкая семья
8
9
10
О городах России.
Ко Дню народного
единства
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика.
К 170-летию
И. В. Мичурина
1
1
1
Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской
Федерации. Древнейшие города России как
хранители информации о наших предках и
культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность
Современное общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации.
Роль цифровых технологий в расширении
возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение
Генетика и селекция — перспективные области науки, улучшающие жизнь общества.
Уникальные научные достижения российских ученых прошлого и настоящего.
Открытия И. В. Мичурина и их влияние на
развитие страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании мира
и личном развитии.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
высокие нравственные идеалы
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
11
12
13
14
Как решать
конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия —
жизнь спасать
Домашние питомцы.
Всемирный день питомца
Россия — страна
победителей.
Ко Дню Героев Отечества
1
1
1
1
Конфликты и трудности — естественный
элемент развития общества и каждого
отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу
как залог преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности: взаимопомощь,
взаимоуважение, коллективизм
Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях.
Спасатель и риск ради другого человека.
Профессио- нальные качества и навыки
спасателей. По- ведение в экстремальных
ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Бережное отношение к
питомцам и ответ- ственность за их жизнь
— качества владель- ца домашних
животных. Всемирный день питомца
объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и забо- ты
о животных. Правила безопасности при
общении с животными.
Формирующиеся ценности: милосердие
Герои России с древнейших времен и до
современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая
часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев Отечества
— выражение благодарности,
признательности и уважения за
самоотверженность и мужество.
Формирующиеся ценности: патриотизм,
служение Отечеству и ответственность за его
судьбу
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
15
Закон и справедливость.
Ко Дню Конституции
16
17
18
Совесть внутри нас
Календарь полезных дел.
Новогоднее занятие
Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация
1
1
1
1
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов
страны как прямая обязанность каждого
гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?
Формирующиеся ценности:
справедливость,
жизнь, достоинство, права и свободы человека
Совесть — внутренний ориентир,
помогаю- щий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в осуществлении
личного выбора. Влияние традиционных
ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формиро- вание нравственных
ориентиров личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не только для
семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел.
Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.
Подарки, создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая семья,
единство народов России, взаимопомощь
История развития отечественной мультипликации. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание
советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. Современная мультипликация, профессии этой
сферы.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
19
20
21
Музейное дело.
170 лет Третьяковской
галерее
Как создавать свой
бизнес?
Есть ли у знания
границы?
Ко Дню науки
1
1
1
Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и куль- турного
наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация
и интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея — крупнейший
музей русского искусства и объект
всемирного достояния. Почему важно
посещать музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и развивать
школьный музей?
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и
при- нести пользу обществу. Современные
пред- приниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес — это не
только лич- ный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать свое дело?
О мерах поддержки для молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской науки и
ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные подходы с
развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
22
23
24
Слушать,
слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой из соседнего
двора. Региональный
урок ко Дню защитника
Отечества
День наставника
1
1
1
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту
интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы.
Диалог между государствами как основа
международной стабильности. Навыки для
жизни: как научиться договариваться с
окружающими людьми и вести
конструктив- ный диалог.
Формирующиеся ценности: историческая
память и преемственность поколений,
мно- гонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером
для окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои,
отважные, муже- ственные и
трудолюбивые. Что такое геро- изм?
Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности: патриотизм,
единство народов России
День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить
статус наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее престиж.
Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д. Ушинский
как основоположник научной педагогики в
России. Как найти наставника?
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, созидательный труд
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
25
26
27
Большой. За кулисами.
250 лет Большому
театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей
России
Как
справляться с
волнением?
1
Русский театр — это не просто сцена и
кули- сы, это зеркало общества,
отражающее эпо- хи, нравы и судьбы
страны. Театр —семья разных профессий:
декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гриме- ры и многие
другие. Достижения русской театральной
школы, вошедшие в мировую практику.
Развитие школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный
труд
1
Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния,
забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
1
Россия — одна из ведущих космических
держав. Развитие космической отрасли —
приоритетное направление национальных
проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для
будущих свершений отечественной космонавтики. Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов открывает
для страны и всего человечества новые
горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Как мусор получает
«вторую жизнь»?
Технологии переработки
28
29
30
Что значит работать
в команде? Сила команды.
Ко Дню труда
Песни о войне.
Ко Дню
Победы
1
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек?
Неосознанное потребление как причина
роста количества мусора. Климатические
изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов
и роль государства в этом процессе. Какие
полезные привычки необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности: созидательный
труд
1
Команда — это друзья и единомышленники,
где каждый вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться успеха.
Развитие умения слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и
трудиться сообща, разделять успех и
вместе пережи- вать неудачу. Примеры
коллективной рабо- ты в истории страны.
Формирующиеся ценности: коллективизм,
созидательный труд
1
Песня была участницей многих великих
сверше-ний. В ней отразилась история,
судьба вели-кой страны. Влияние песни
на чувство сопричастности истории
народа, сохранение памяти о Великой
Отече- ственной войне последующими
поколе- ниями. Сохранение памяти о
героях Великой Отечественной войны
как нрав- ственная ценность нашего
народа.
Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
31
Ценности, которые нас
объединяют
1
Занятие проходит по итогам всех занятий
года. Ценности — это ориентир, который
помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать успеха.
Уникаль- ность каждого человека и опыт
разных поколений обогащают общество, но
только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к
другу существует силь- ный и
сплоченный народ.
Формирующиеся ценности: традиционные
российские духовно-нравственные
ценности
Эвристическая беседа, просмотр
видеофрагментов, выполнение
интерактивных заданий, работа в группах,
выполнение творческих заданий
п/№
1
2
3
4
5
6
7
Календарно-тематическое планирование курса
Название темы
Количество Дата
часов
план
Зачем человеку учиться?
1
01.09.25
Русский язык в эпоху цифровых
08.09.25
1
технологий
Цифровой суверенитет страны
15.09.25
1
1
22.09.25
Мирный атом.
День работника атомной
промышленности
О творчестве. Ко Дню
29.09.25
1
музыки
Что такое уважение? Ко Дню
1
06.10.25
учителя
Как понять друг друга разным
1
поколениям?
13.10.25
8
О городах России. Ко Дню
народного единства
1
9
Общество безграничных
возможностей
Селекция и генетика. К 170летию И. В. Мичурина
Как решать конфликты и
справляться
с трудностями.
Ко Дню психолога
Профессия — жизнь
спасать
Домашние питомцы. Всемирный день
питомца
1
10.11.25
1
17.11.25
1
01.12.25
08.12.25
Россия — страна победителей.
Ко Дню Героев Отечества
Закон и справедливость. Ко Дню
Конституции
1
15.12.25
1
22.12.25
Совесть внутри нас
1
10
11
12
13
14
15
16
1
20.10.25
24.11.25
1
12.01.26
17
18
19
20
21
22
23
Календарь полезных дел. Новогоднее
занятие
1
Как создают мультфильмы?
Мультипликация, анимация
1
Музейное дело.
170 лет Третьяковской галерее
Как создавать свой бизнес?
1
26.01.26
02.02.26
1
09.02.26
Есть ли у знания границы?
Ко Дню науки
Слушать, слышать и
договариваться.
Кто такие дипломаты?
Герой из соседнего двора.
Региональный урок ко Дню
1
16.02.26
1
02.03.26
1
16.03.26
19.01.26
Дата
факт
24
защитника Отечества
День наставника
1
23.03.26
25
Большой. За кулисами. 250 лет
Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России
1
06.04.26
26
Как справляться с
волнением?
1
13.04.26
27
65 лет триумфа.
Ко Дню космонавтики
Как мусор получает
«вторую жизнь»? Технологии
переработки
Что значит работать
в команде? Сила команды. Ко Дню
труда
Песни о войне. Ко Дню
Победы
Ценности, которые нас объединяют
1
20.04.26
1
27.04.26
1
04.05.26
1
11.05.26
28
29
30
31
1