МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора по Директор
________________________ ВР________________________ ________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.
Нерадовских Л.В.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г..
Каканова Л.С.
Приказ № 61-ост
«29» 08 2025 г г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «Проектная деятельность»
для обучающихся классов 10 класса
Рабочую программу составил(а):
Новоселова О.А., учитель истории и обществознания
с.Калмакское 2025
Рабочая программа создана на основе документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 №
64101).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
17.08.2022 № 69675).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
5. Учебный план Калмакская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 учебный год.
6. Санитарные правила СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20).
7. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.368521).
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности но основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442.
Данная рабочая программа составлена с учётом авторской программы разработанной
коллективом авторов, в который вошли: Великанова А.В., Голуб Г.Б., Клёнов О.А.,
Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. и др.
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение наиболее
актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной
школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных проектов.
Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в ОУ метода
проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение
способов деятельности, применяемых к очень широкому кругу объектов воздействия, в
рамках изучения курса позволяет сформировать у учащегося важный внутренний ресурс,
который в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Курс «Основы проектной деятельности» состоит из отдельных модулей. Модуль
понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная
структура и практическая направленность курса позволяют утверждать, что отдельные
модули или вся их совокупность могут с успехом использоваться в системах образования,
поскольку их содержание предполагает освоение учащимися способов деятельности,
которые будут положены в основу формирования ключевых компетентностей.
Курс «Основы проектной деятельности» включается в программу основной школы в
качестве поддержки проектной деятельности, значит, освоение модулей ни в коем случае
не должно заменять или предварять деятельность учащихся. Практически во всех модулях
есть специальные упражнения, выполнять которые ученики должны на материалах
текущих проектов.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности и
создать для этого все условия.
Задачи:
Образовательные:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
Научить работать с различными источниками информации.
Научить способам первичной обработки информации.
Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
Научить работать в группе, команде.
Научить оценивать свои и чужие результаты.
Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.
Воспитательные, развивающие:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии;
2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения.
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
 оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
 подведение итогов;
корректировка; получение выводов
Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
 формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся
в обучении;
 развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские,
рефлексивные, самооценочные;
 формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно
сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;
 были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
 реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной
педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных
проблем:
 обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять
целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к
системности знаний;
 отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к
самостоятельному приобретению новых знаний;
 ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный,
воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
 субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее
адекватным поставленным целям, является проектное обучение.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть,
сформулировать и решить проблему.
Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается
«участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач;
самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных
произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе
с использованием мультимедийных технологий».
Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как
описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ
способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках
занятий учащиеся делают проектную разработку.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Наименование разделов
Тема 1. От проблемы к цели
Тема 2. Работа с каталогами
Тема 3. Работа со справочной литературой
Тема 4. Способы первичной обработки информации
Тема 5. Наблюдение и эксперимент
Тема 6. Как работать вместе
Тема 7. Сам себе эксперт
Тема 8. Анализ и планирование ресурсов
Тема 9. Продвижение продукта
Тема 10. Как работать в команде
Тема 11. Регулирование конфликтов
Обобщающий урок
Итого
IV. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. От проблемы к цели. (4 часа)
Количество
часов
4
2
2
3
4
2
4
4
4
2
2
1
34
Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Что
такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации.
Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации
на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.
Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные
способы достижения поставленной цели.
Планирование деятельности. Что такое задача. Промежуточный результат. Как разбить
задачу на шаги.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные,
трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Тема 2. Работа с каталогами. (2 часа)
Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного
листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение
нужной книги по каталогу.
Тема 3. Работа со справочной литературой. (2 часа)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности
словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме
проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 4. Способы первичной обработки информации. (3 часа)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление
таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление
денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта.
Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов
работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 5. Наблюдение и эксперимент. (4 часа)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование
результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.
Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов
наблюдений (экспериментов).
Тема 6. Как работать вместе. (2 часа)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные
роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового
взаимодействия.
Тема 7. Сам себе эксперт (4 часа)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии
оценки своего проекта. Способы оценки. Из чего складывается успех. Формула успеха.
«Звёздная карта» своей жизни.
Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Способы преодоления
трудностей.
Тема 8. Анализ и планирование ресурсов (4 часа)
Ресурсы. Виды ресурсов. Создание ресурсов. Усовершенствование продукта с
помощью метода идеального конструкторского решения. Методы генерирования идей.
Генерация новых продуктов.
Тема 9. Продвижение продукта (4 часа)
Потребности. Неограниченность потребностей. Товар и услуга. Позиционирование на
рынке. Функции товара. Рынки. Спрос. Предложение. Конкуренция. Маркетинговое
исследование.
Тема 10. Как работать в команде (2 часа)
Что такое команда? Зона личного комфорта. Роли участников
группового взаимодействия. Процедура принятия командного решения.
Командные роли.Тема 11. Регулирование конфликтов (2 часа)
Самосознание и самооценка. Стереотипы, предрассудки, дискриминация.
Физическиереакции на конфликт.
V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАВНИЕ
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
№
п\п
От проблемы к цели (4 ч.)
1
Работа с каталогами (2 ч.)
2
Работа со справочной литературой (2 ч.)
3
Способы первичной обработки информации (3 ч.)
4 Наблюдение и эксперимент (4 ч.)
5
Как работать вместе (2 ч.)
6 Сам себе эксперт (4 ч.)
7 Анализ и планирование ресурсов (4 ч.)
8 Продвижение продукта (4 ч.)
9 Как работать в команде (2 ч.)
10 Регулирование конфликтов (2 ч.)
4
2
2
3
4
2
4
4
4
2
2
34
ИТОГО
№
Наименован тем
П/П
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Знакомство с понятием
«Учебный проект. Виды
проектов
Ситуация и проблема.
Признаки ситуации.
Желаемая и реальная
ситуации
Планирование деятельности.
Шаги для решения задачи
Информация с титульного
листа книги и с карточки
библиотечного каталога
Виды каталогов. Роль
каталогов при работе над
проектом
Виды справочной
литературы. Особенности
словарных статей в разных
источниках информации
Составление справочника по
теме проекта Чтение текста с
пометами (приём ИНСЕРТ).
Обсуждение полученной
информации. Правила
составления ДЕНОТАТНОГО
Кол-во часов Дата
проведения
1
5.09
1
12.09
1
19.09
1
26.09
1
3.10
1
10.10
1
17.10
1
24.10
1
7.11
ГРАФА
10 Составление коллажа на тему
проекта
11 Свойства предметов
12 Проведение эксперимента.
Ведение записей в процессе
эксперимента
13
14
15 Измерение параметров и
других свойств предметов
16 Описание эксперимента с
монетой и частотой пульса
17 Что такое команда. Правила
групповой работы
18 Способы группового
взаимодействия
19 Умение провести экспертизу
своей и чужой деятельности
20 Экспертиза стихотворений
21 Критерии оценки продукта
22 Формула успешной
деятельности
23 Виды ресурсов
24 Создание ресурсов.
Усовершенствование
продукта
25 Разработка нового продукта
26 Метод взаимного обмена
27 Потребности и блага
28 Товары и услуги
29 Позиционирование на рынке
30 Продвижение продукта на
рынке Роли участников
группового взаимодействия
31 Что такое команда
32 Самосознание и самооценка.
Стереотипы, предрассудки,
дискриминация
33 Физические реакции на
конфликт
34 Обобщающий урок по курсу
«Основы проектной
деятельности»
ИТОГО
1
14.11
1
1
21.11
28.11
1
1
1
5.12
12.12
19.12
1
26.12
1
16.01
1
23.01
1
30.01
1
1
1
6.02
13.02
20.02
1
1
27.02
6.03
1
1
1
1
1
1
13.03
20.03
10.04
17.04
24.04
24.04
1
1
8.05
8.05
1
15.05
1
22.05
34
VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате прохождения модуля «От проблемы к цели» учащиеся получат опыт:
 анализа проблемы;
 анализа способов решения
проблемы.учащиеся научатся:
 описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
 определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
 формулировать проблему;
 формулировать цель на основании проблемы;
 обосновывать достижимость цели;
 ставить задачи, адекватные цели;
 выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
 рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Поскольку целью курса является обучение основам проектной
деятельности, тодолжны использоваться активные виды занятий, а именно:
выступления с предложениями, идеями; мозговой штурм; обсуждение;
самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного
контроля (индивидуальная работа с учащимися и группами учащихся,
оказание помощи) иитогового (простейшая презентация).
VII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. –
Самара: Учебная литература, 2006
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника. Методическое пособие по преподаванию курса под ред. проф. Е.Я.
Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под
ред. проф.
Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2008.
4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности. 5-7
кл.: Самара: Учебная литература, 2008