РП Разговоры о важном 10-11 класс Орловская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО
Методическим советом

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по ВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы

________________________
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№
61-ос
Нерадовских Л.В.
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 9040667)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 10-11 классов

Программу составили:
Садубов С.Н., классный руководитель 10 класса,
Буровцева А.В., классный руководитель 11 класса

с. Орлово 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.Задачей педагога, работающего
по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к
Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
 в создании и мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025
года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2, 3‒4,
5‒7, 8‒9 и 10‒11 классов, в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю, 34/35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно

добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть —
мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем человеку учиться? Обучение — важный процесс развития
человека. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых
технологий на приобретение знаний. Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе
школьного образования.
Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —
государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской

Федерации.

Современное

разнообразие

русского

языка,

изменения в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.
Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и
залог успеха в будущем. Правила использования стилей речи в современной
коммуникации.
Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как
обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?
Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:
как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный
атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества. Контроль распространения атомной энергии. Уникальные
атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Влияние
экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.
О творчестве. Ко Дню музыки. Русская культура — признанное
мировое достояние человечества. Реализация творческого потенциала

взрослых и детей. Музыка как вид искусства. Состояние развития
современной отечественной музыки: ее жанры и направления.
Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — это понимание
безусловной

ценности

каждого

человека.

Осознанное

уважительное

отношение к людям, к чужому труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и
коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности.
Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в
жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Преодоление
конфликтов и проблем в общении за счет взаимоуважения и обмена опытом.
О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:
разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города
России как хранители информации о наших предках и культурного кода
страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.
Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность
разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации.Роль цифровых
технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах.
Готовность уважительно

воспринимать другого человека

— основа

гармоничныхотношений в обществе.
Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки
в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине, промышленности

и т.д. Мировое признание достижений

отечественной научной школы. Открытия И.В. Мичурина и их влияние на

развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню
психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.
Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных ситуациях. Спасатель и риск ради другого
человека. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни,
правила безопасности.
Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних
питомцевв жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к
питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для
укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?
Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои
России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,
мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности
и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.
Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция
Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание
законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?

Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий
отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Роль в формировании нравственности традиционных ценностей,
культуры и истории.
Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —
это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. История
развития

отечественной

мультипликации.

Отечественная

школа

мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и
российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются
современные мультипликационные фильмы?
Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —
хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной

политики.

Изучение,

реставрация

и

интерпретация

памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?
Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,
возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной
экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный
успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.

Есть

ли

у

знания

границы?

Ко

Дню

науки.

Богатейшее

наследиеСлушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — российской науки и ее выдающихся представителей.
Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются
научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?
Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту

интересов

дипломатической
международной

государства
работы.

и

Диалог

стабильности.

российских
между

Навыки

граждан.

государствами

для

жизни:

как

Специфика
как

основа

научиться

договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.
Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника
Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?
День наставника. День наставника — важный государственный
праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании

и

профессиональном

развитии

личности.

Знаменитые

россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?
Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу
театральных деятелей России. Русский театр — это не просто сцена и
кулисы, это зеркало общества, отражающее эпохи, нравы и судьбы страны.
Театр — семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры,
музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Достижения русской

театральной школы, вошедшие в мировую практику. Развитие школьных
театров в России.
Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние
человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?
65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной
космонавтики.

Труд

конструкторов,

инженеров,

летчиков

и

других

специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.
Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.
Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об
экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение
окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?
Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.
Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой
значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха. Развитие умения
слышать друг друга и трудиться вместе. Умение слышать и трудиться
сообща,

разделять

успех

и

вместе

переживать

неудачу.

Примеры

коллективной работы в истории страны.
Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние
песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о

Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?
Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.
Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание
обучающихся

российской
к

гражданской

саморазвитию,

идентичности;

самостоятельности

и

готовность
личностному

самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие
мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций,
установок,

формирование

системы

антикоррупционного

значимых

ценностно-смысловых

мировоззрения,

правосознания,

экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные
планы; готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания,
духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального

благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознания
ценности научного

познания, а также результаты, обеспечивающие

адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и

проектной

деятельности,

навыками

разрешения

проблем;

проявлять

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания; проявлять
готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-

познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в различных
источниках

информации,

критически

оценивать

и

интерпретировать

информацию, получаемую из различных источников; использовать средства
информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических

норм,

норм

информационной

безопасности;

определять

назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной

деятельности,

учитывать

позиции

других

участников

деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами — уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства.
В

сфере

овладения

регулятивными

универсальными

учебными

действиями: самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; самостоятельно
оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учётом

гражданских

познавательной

и

нравственных

рефлексии

как

ценностей;

осознания

владеть

совершаемых

навыками

действий

и

мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского
литературного языка и развитие умения применять знания о них в речевой
практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с
точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной
информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов,
конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание
содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры; формирование представлений об
изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование
умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализахудожественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике
страны/стран изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный
языккак средство для получения информации из иноязычных источников в
образовательных и самообразовательных целях.

Информатика: формирование представлений о роли информации и
связанных с ней процессов в окружающем мире; формирование базовых
навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности,
гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание

основ

правовых

аспектов

использования

компьютерных

программ и работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической
науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении
задач прогрессивного развития России в глобальном мире; владение
комплексом

знаний

об

истории

России

и

человечества

в

целом,

представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной
и общественной деятельности, поликультурном общении; развитие умений
вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической
тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;

владение

умениями

выявлять

причинно-следственные,

функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;

владение

умениями

применять

полученные

знания

в

повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
развитие навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.

География:

формирование

представлений

о

современной

географической науке, её участии в решении важнейших проблем
человечества; владение географическим мышлением для определения
географических

аспектов

природных,

социально-экономических

и

экологических процессов и проблем; формирование системы комплексных
социально ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий; владение умениями
использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и
тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях; владение
умениями

географического

анализа

и

интерпретации

разнообразной

информации; владение умениями применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельно
оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению
её условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия

природы

и

общества,

о

природных

и

социально-

экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями
о живой природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное
пользование

биологической

терминологией

и

символикой;

владение

основными методами научного познания; формирование собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных
источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10-11 КЛАССЫ
№
п/
п

1

2

3

Дата

01.09

Наименование
разделов и тем
программы

Зачем человеку
учиться?

08.09

Русский язык в
эпоху цифровых
технологий

15.09

Цифровой
суверенитет
страны

Количес
тво
часов

1

1

1

Основное содержание
Обучение — важный процесс
развития человека. Роль знаний в
развитии личности и общества.
Влияние цифровых технологий на
приобретение знаний. Развитие
навыков работы в команде,
уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии
в ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный
язык, объединяющий
многонациональную семью народов
Российской Федерации.
Современное разнообразие русского
языка, изменения в устной и
письменной речи под влиянием
цифровой среды. Грамотная,
логичная и понятная речь —
признак образованного человека и
залог успеха в будущем. Правила
использования стилей речи в
современной коммуникации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая
безопасность государства и каждого

Основные виды
деятельности

Цифровые
ресурсы

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,

https://разговорыоваж
ном.рф/

4

22.09

Мирный атом.
День работника
атомной
промышленности

1

5

29.09

О творчестве. Ко
Дню музыки

1

6

06.10

Что такое
уважение? Ко

1

человека? Возможности цифрового
мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и
осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как
создаются новые технологии?
Правила безопасного поведения в
сети и угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, права и свободы
человека
Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Контроль
распространения атомной энергии.
Уникальные атомные технологии и
достижения отечественной научной
школы. Влияние экологически
чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
Русская культура — признанное
мировое достояние человечества.
Реализация творческого потенциала
взрослых и детей Музыка как вид
искусства. Состояние развития
современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Уважение — это понимание
безусловной ценности каждого

выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр

https://разговорыоваж
ном.рф/

Дню учителя

7

8

13.10

20.10

Как понять друг
друга разным
поколениям?

О городах
России. Ко Дню
народного
единства

1

1

человека. Осознанное уважительное
отношение к людям, к чужому
труду, к государству — фундамент
гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи,
школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в
воспитании личности.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение, служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу
Семья как ценность в жизни
каждого человека, основа любого
общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог
взаимопонимания в семье.
Преодоление конфликтов и проблем
в общении за счет взаимоуважения
и обмена опытом. Формирующиеся
ценности: крепкая семья
Города России: разнообразие
культур, языков и вековых
традиций. Единство народов,
проживающих на территории
Российской Федерации.
Древнейшие города России как
хранители информации о наших
предках и культурного кода страны.
Изучение российских городов —
изучение страниц истории
Отечества. Роль государства в
развитии малых городов.

видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

9

10.11

Общество
безграничных
возможностей

10

17.11

Селекция и
генетика. К 170летию И. В.
Мичурина

11

24.11

Как решать
конфликты и

1

1

1

Возможности граждан в развитии
своей малой родины.
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
гражданственность
Современное общество —
совокупность разных людей,
отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии
и самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении
возможностей участия в
общественных процессах.
Готовность уважительно
воспринимать другого человека —
основа гармоничных отношений в
обществе. Формирующиеся
ценности: жизнь, взаимоуважение
Генетика и селекция —
перспективные области науки,
улучшающие жизнь общества.
Уникальные научные достижения
российских ученых прошлого и
настоящего. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие
страны. Возможности для
подрастающего поколения в
познании мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
Конфликты и трудности —
естественный элемент развития

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр

https://разговорыоваж
ном.рф/

справляться с
трудностями. Ко
Дню психолога

12

13

01.12

08.12

Профессия —
жизнь спасать

Домашние
питомцы.
Всемирный день
питомца

1

1

общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины
конфликтов как ключ к их
разрешению. Совместные усилия и
внимание друг к другу как залог
преодоления трудностей. Правила
разрешения конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности:
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных
ситуациях. Спасатель и риск ради
другого человека.
Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила
безопасности. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Бережное отношение к
питомцам и ответственность за их
жизнь — качества владельца
домашних животных. Всемирный
день питомца объединяет людей
всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о
животных. Правила безопасности
при общении с животными.
Формирующиеся ценности:

видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

14

15

16

15.12

22.12

12.01

Россия — страна
победителей. Ко
Дню Героев
Отечества

Закон и
справедливость.
Ко Дню
Конституции

Совесть внутри
нас

1

1

1

милосердие
Герои России с древнейших времен
и до современности. Традиции
героизма, мужества и
решительности — неотъемлемая
часть российской идентичности и
культурного кода. День Героев
Отечества — выражение
благодарности, признательности и
уважения за самоотверженность и
мужество. Формирующиеся
ценности: патриотизм, служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу
Конституция Российской
Федерации — основной закон
страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как
высшую ценность. Справедливость
— одна из важнейших духовнонравственных ценностей
российского общества. Знание
законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности
есть у детей? Формирующиеся
ценности: справедливость, жизнь,
достоинство, права и свободы
человека
Совесть — внутренний ориентир,
помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей,

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных

https://разговорыоваж
ном.рф/

17

19.01

Календарь
полезных дел.
Новогоднее
занятие

18

26.01

Как создают
мультфильмы?
Мультипликация,
анимация

19

02.02

Музейное дело.
170 лет
Третьяковской

1

1

1

культуры и исторического опыта
страны на формирование
нравственных ориентиров
личности. Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
Зимние каникулы — это время не
только для семейного доcуга и
отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой:
составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки,
создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России,
взаимопомощь
История развития отечественной
мультипликации. Отечественная
школа мультипликации и ее
достижения. Мировое признание
советских и российских
мультипликационных фильмов.
Каждый фильм — это труд большой
команды профессионалов.
Современная мультипликация,
профессии этой сферы.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, гуманизм
Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.

заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,

https://разговорыоваж
ном.рф/

галерее

20

21

09.02

Как создавать
свой бизнес?

16.02

Есть ли у знания
границы? Ко
Дню науки

1

1

Сохранение исторического и
культурного наследия как
направление государственной
политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников
искусства. Третьяковская галерея —
крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного
достояния. Почему важно посещать
музеи? Профессии в сфере
музейного дела. Как создавать и
развивать школьный музей?
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать
свою мечту и принести пользу
обществу. Современные
предприниматели и их возможности
в развитии отечественной
экономики и улучшении жизни
людей. Бизнес — это не только
личный успех, но и ответственная
командная работа. С чего начать
свое дело? О мерах поддержки для
молодых предпринимателей в
нашей стране. Формирующиеся
ценности: коллективизм,
созидательный труд
Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие

выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение

https://разговорыоваж
ном.рф/

22

23

02.03

16.03

Слушать,
слышать и
договариваться.
Кто такие
дипломаты?

Герой из
соседнего двора.
Региональный
урок ко Дню
защитника
Отечества

1

1

науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная
поддержка науки и молодых
ученых. Как происходят
современные открытия? Как стать
ученым? Формирующиеся
ценности: патриотизм,
созидательный труд
Дипломатия — важная сфера
деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан.
Специфика дипломатической
работы. Диалог между
государствами как основа
международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими
людьми и вести конструктивный
диалог. Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
многонациональное единство
Герой — реальный человек,
живущий рядом с нами, чья жизнь
является примером для
окружающих. В каждом регионе
России живут выдающиеся герои,
отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм?
Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности:
патриотизм, единство народов

интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

24

25

26

23.03

День наставника

06.04

Большой. За
кулисами. 250
лет Большому
театру и 150 лет
Союзу
театральных
деятелей России

13.04

Как справляться
с волнением?

1

1

1

России
День наставника — важный
государственный праздник,
который позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и
повысить ее престиж. Роль
наставника в формировании и
профессиональном развитии
личности. Знаменитые россияне и
их наставники. К. Д. Ушинский как
основоположник научной
педагогики в России. Как найти
наставника? Формирующиеся
ценности: служение Отечеству,
созидательный труд
Русский театр — это не просто
сцена и кулисы, это зеркало
общества, отражающее эпохи,
нравы и судьбы страны. Театр —
семья разных профессий:
декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие.
Достижения русской театральной
школы, вошедшие в мировую
практику. Развитие школьных
театров в России. Формирующиеся
ценности: приоритет духовного над
материальным, созидательный труд
Волнение как естественное
состояние человека перед важным
событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение

https://разговорыоваж
ном.рф/

27

28

20.04

27.04

65 лет триумфа.
Ко Дню
космонавтики

Как мусор
получает
«вторую жизнь»?
Технологии
переработки

1

1

своем физическом и
психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно
влияют на эмоциональное
состояние? Как их сформировать и
придерживаться? Формирующиеся
ценности: жизнь
Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие
космической отрасли —
приоритетное направление
национальных проектов.
Достижения прошлого как предмет
национальной гордости и
мотивация для будущих свершений
отечественной космонавтики. Труд
конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству, историческая
память
Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен
заботиться каждый
человек?Неосознанное потребление
как причина роста количества
мусора. Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды.
Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные

интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

29

04.05

Что значит
работать в
команде? Сила
команды. Ко
Дню труда

1

30

18.05

Песни о войне.
Ко Дню Победы

1

31

25.05

Ценности,
которые нас
объединяют

1

привычки необходимо
сформировать у себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый
вносит свой значимый вклад в
общее дело и помогает добиться
успеха. Развитие умения слышать
друг друга и трудиться вместе.
Умение слышать и трудиться
сообща, разделять успех и вместе
переживать неудачу. Примеры
коллективной работы в истории
страны. Формирующиеся ценности:
коллективизм, созидательный труд
Песня была участницей многих
великих свершений. В ней
отразилась история, судьба великой
страны. Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой
Отечественной войне
последующими поколениями.
Сохранение памяти о героях
Великой Отечественной войны как
нравственная ценность нашего
народа. Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий

https://разговорыоваж
ном.рф/

Эвристическая
беседа, просмотр
видеофрагментов,

https://разговорыоваж
ном.рф/

поступать правильно и
ответственно. Традиционные
ценности помогают чувствовать
себя частью народа, способствуют
укреплению общества и развитию
страны. Следование ценностям
помогает человеку развиваться и
достигать успеха. Уникальность
каждого человека и опыт разных
поколений обогащают общество, но
только в сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг
к другу существует сильный и
сплоченный народ.
Формирующиеся ценности:
традиционные российские духовнонравственные ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

31

выполнение
интерактивных
заданий, работа в
группах,
выполнение
творческих заданий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».