МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Основы функциональной грамотности»
для обучающихся 9 классов
Программу составили:
Митрофанова Н. А
Коробейникова Д. А
Шнайдер О. В
с.Армизонское 2025 год
Пояснительная записка к рабочей программе внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» в 9 классах является составной частью
основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в
соответствии с
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом
Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 287,
 Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для
формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
 Проектом «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся», реализуемым Федеральным государственным
бюджетным научным учреждением Институтом стратегии развития образования Российской академии образования при поддержке
Министерства Просвещения Российской Федерации.
 Проектом программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» под редакцией
Министерства «Просвещения» институт стратегии развития образования российской академии образования 2022 год
 учебным планом основного общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2025-2026 уч. год
 рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ;
Данный внеурочный курс имеет своей целью:
 формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Изучение внеурочного курса способствует решению следующих задач:
 способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность
включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения
и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая
грамотность);
 способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения
новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в
связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания;
демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных
с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
любознательности (активного интереса к обучению, заданиям) как способности к самостоятельному поиску ответов;
воображения как способности к продуцированию собственных идей; -способности оценивать предложенные идеи и умения быстро
перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях.
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной,
финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению).
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся,
сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg .resh .edu .ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv .instrao .ru/),
электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media .prosv .ru/ func/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь
учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы,
семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий
по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовнонравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному
личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число
которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность,
глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для
того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что
читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль
«Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а
также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою
точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также
целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся .
Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные
формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная
практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать
приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать
решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем
как в рамках, конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной
деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках
традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических
занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и
презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов
и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для
функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и
обществознания.
Естественнонаучная грамотность
Задачи формирования естественнонаучной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются
смыслом понятия естественнонаучной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым
вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно
грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям,
что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и
применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в
разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного
обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для
принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Основы
финансового успеха» (9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования
денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать
финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при
рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает
условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых
при изучении математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего
образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля
отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным
компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы,
оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи,
ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных
наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального
окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем,
что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от
появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей . Привычка мыслить
креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно
отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих
функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями
при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и
назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение
выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий
моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему
базовых действий, лежащих в основе креативного мышления . Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебнопроектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного
мышления .
Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях,
формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года
обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
9 класс
Модуль: Читательская грамотность «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)
1
Смысл жизни (я и моя жизнь)
2
Самоопределение
3
Смыслы, явные и скрытые
Модуль: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (5 ч)
1
Наука и технологии
2
Вещества, которые нас окружают
3
Наше здоровье
4
Заботимся о Земле
Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
1
Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
 диалоги (ПС),
 инфографика (ВС),
 личностные действия и социальное проектирование (СПр),
 вопросы методологии научного познания (ЕНПр) .
Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла
креативность? Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность
4
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания .
5
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Модуль: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 ч)
1
В общественной жизни: социальные опросы
2
На отдыхе: измерения на местности
3
В общественной жизни: интернет
4
В домашних делах: коммунальные платежи
Модуль: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (4 ч)
1
Мое образование — мое будущее
2
Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор
3
Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем
4
Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
1
«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в
изменяющемся цифровом мире» (5 ч)
1
Какое общение называют эффективным. Расшифруем «4к»
2- Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща
3
4- Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным?
5
Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития
2
3
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные
направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
6осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и
общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
—
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
—
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
—
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину
мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
1)
владеть базовыми логическими операциями:
—
сопоставления и сравнения,
—
группировки, систематизации и классификации,
—
анализа, синтеза, обобщения,
—
выделения главного;
2)
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией:
3)
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
общение:
1)
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
совместная деятельность:
2)
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
1)
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
самоконтроль:
2)
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
эмоциональный интеллект:
3)
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
принятие себя и других:
4)
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения) .
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по
предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование
текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной
задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту) .
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять
позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с
книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов
по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные
числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку,
прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество,
стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и
семейными финансами),
решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;
выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах,
интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана,
наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в
окружающем мире и в жизни;
пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб,
пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов
окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных
прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями:
равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять
признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для
вычисления длин, расстояний, площадей;
находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда,
куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину
окружности, площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на
измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины,
площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать
графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных
процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы
уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении
различных задач;
решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественнонаучной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»:
умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования,
соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в
группе;
умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических
процессов на организм человека и окружающую природную среду;
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых
биологических объектов, явлений и процессов;
сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих
перед человечеством, и способах их преодоления;
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической
активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по
различным предметным областям:
освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия,
отражающие важнейшие сферы финансовых отношений;
формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их
элементов и основных функций;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных
средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные
формы сетевой активности (в том числе фишинг);
формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки
и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия
рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:
освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
формирование предпосылок научного типа мышления;
освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по
различным предметным областям:
способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т. п.;
предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области
экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
Литература:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. № 10. 2003.
2. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ. Социологические исследования. № 5. 2007.
3.Пермилова Р.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. М,2009.
4.Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности. Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла. Сборник
материалов .Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.
5. Пентин А.Ю. Разработка компетентностно-ориентированных заданий по оцениванию читательской грамотности на основе
естественнонаучных текстов. – Методист, 2011, № 4.
6. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и
системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский
центр «Академия», 2002. — 272 с.
7. Фомичев, Р. С. Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий в процессе модернизации
общего образования //http://human.snauka.ru/2014/11/8352//
8. Проект программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» под редакцией Министерства
«Просвещения» институт стратегии развития образования российской академии образования 2022 год
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
9 класс
№ Тема
колич Основное содержание
Характеристика основных
п/
ество
видов
деятельности
п
часов
учащихся
Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 9 класса.
1 . Введение 1
Знакомство
участников Развить
мотивацию
к
программы.
Обсуждение целенаправленной
понятий
социально
значимой
«функциональная
деятельности; стремление
грамотность»,
быть полезным, интерес к
«составляющие
социальному
функциональной
сотрудничеству.
грамотности (читательская, Сформировать
математическая,
внутреннюю
позиции
естественно-научная,
личности как особого
финансовая
грамотность, ценностного отношения к
глобальные компетенции, себе, окружающим людям
креативное
мышление). и
жизни
в
целом.
Ожидания
каждого Сформировать установку
школьника и группы в на активное участие
целом
от
совместной в решении практических
работы
.
Обсуждение задач,
осознанием
планов
и
организации важности образования на
работы
в
рамках протяжении всей жизни
программы.
для
успешной
профессиональной
деятельности и развитием
необходимых
умений.
Приобрести
опыт
успешного
межличностного общения;
готовность
к
Формы
проведения
занятий
Образовательные ресурсы, Дата
включая электронные
План
(цифровые)
Игры и
упражнения,
помогающие
объединить
участников
программы,
которые будут
посещать
занятия .
Беседа, работа
в группах,
планирование
работы.
Портал Российской
электронной школы
(https://fg .resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО
РАО,
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте
«Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/)
Материалы
образовательного ресурса
издательства
«Просвещение»
(https://media .prosv.ru/func/)
Материалы из пособий
«Функциональная
грамотность.
Учимся для жизни»
издательства
«Просвещение»
05.09.
Факт
разнообразной совместной
деятельности,
активное
участие в коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других
творческих работах.
Модуль 1: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч)
2 . Смысл
1
Авторский
замысел
и Интегрировать
и Творческая
жизни (я
читательские установки
интерпретировать
лаборатория
и
моя
информацию
жизнь)
35.
Самоопре
деление
6.
Смыслы,
1
явные и
скрытые
3
Альтернативные
точки Интегрировать
и Дискуссия
зрения и их основания
интерпретировать
информацию, осмыслять
содержание
и
форму
текста
Коммуникативное
намерение
манипуляция
коммуникации
Осмыслять содержание и Играавтора, форму текста
расследование
в
«Зарок»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Самое старое место»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
«Киберспорт»
Читательская
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 1 .
Учеб. пособие для
общеобразоват .
организаций . В 2-х ч .
Часть 2 . – М .,СПб .:
«Просвещение», 2020
«Походы»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Выигрыш» Читательская
грамотность . Сборник
эталонных заданий .
Выпуск 2 . Учеб . по- собие
для общеобра- зоват .
организаций . В 2-х ч .
Часть 2 . – М ., СПб .:
12.09.
19.09.
26.09.
03.10.
10.10.
«Просве- щение», 2021) .
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч)
7 . Наука и 1
Выполнение заданий
Объяснение
принципов
техноло«Сесть на астероид» и действия
технологий.
гии
«Солнечные панели»
Выдвижение идей по
использованию знаний для
разработки
и
совершенствования
технологий.
8 . Вещества, 1
Выполнение
заданий Объяснение
которые
«Лекарства или яды» и происходящих процессов и
нас
«Чай»
воздействия
различных
окружают
веществ
на
организм
человека.
9.
Наше
здоровье
1
Выполнение заданий
«О чем расскажет анализ
крови» и/или
«Вакцины»
Объяснение происходящих
процессов.
Анализ
методов исследования и
интерпретация
результатов
«экспериментов.
Работа
индивидуальн
о или в парах .
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий .
Работа
индивидуальн
о или в парах .
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.
Работа
индивидуальн
о или в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu . ru)
17.10.
Портал РЭШ (https:// fg
.resh .edu .ru)
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия субъектов
Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru)
«О чем расскажет анализ
крови»: образовательный
ресурс издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2: учеб . пособие
для общеобразовательных
организаций / под ред . Г .
С . Ковалевой, А . Ю .
Пентина . –М . ; СПб . :
Просвещение, 2021 .
24.10.
07.11.
10- Заботимся
11 . о Земле
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2: учеб . пособие
для общеобразовательных
организаций / под ред . Г .
С . Ковалевой, А . Ю .
Пентина . —М . ; СПб . :
Просвещение, 2021 .
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu . ru)
Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч)
12 . Креативн 1
Анализ моделей и ситуаций. Совместное чтение текста Работа в
Портал ИСРО РАО
ость
в
Модели заданий:
заданий.
парах и
(http://skiv .instrao.ru)
учебных
Маркировка текста с целью малых
Комплексные задания
- диалоги,
ситуациях
выделения
главного. группах над
- 6 кл ., Марафон чистоты,
- инфографика,
,
задание 2,
- личностные действия и Совместная деятельность различными
ситуациях
по
анализу
предложенных
комплексным
- 8 кл ., Инфографика.
социальное
личностно
ситуаций. Самостоятельное и заданиями . Солнечные дни,
проектирование,
го роста и
идей
и Презентация
- 9 кл ., Помогите
- вопросы методологии выдвижение
социально
моделирование
результатов
младшим школьникам
научного познания
го проек
- создания диалогов (на обсуждения и полюбить чтение,
тирования
основе
комиксов, подведение
- 9 кл ., Утренние вопросы,
рисунков,
описания итогов
- 9 кл ., Вечное движение .
случаев и т .д .)
«Как помочь бабушке?»:
- создания инфографики
образователь- ный ресурс
(например, на основе
издательства
текста параграфа),
«Просвещение»
проектирования
(https://media.prosv.ru/func/)
личностных
действий
(самопознания,
самооценки и др.),
- научного познания.
13 . Выдвижен 1
Оригинальность
и Совместное чтение текста Работа в
Портал ИСРО РАО
2
Выполнение заданий
Получение выводов на Работа в парах
«Глобальное потепление» основе
интерпретации или группах.
и «Красный прилив»
данных (графиков, схем), Мозговой
построение рассуждений. штурм.
Проведение
простых Презентация
исследований и анализ
результатов
их
результатов. выполнения
Выдвижение идей по заданий.
моделированию
глобальных процессов.
14.11.
21.11.
28.11.
05.12.
ие
разнообра
зных идей.
14 . Выдвижен 1
ие
креативн
ых идей и
их
доработка
проработанность.
заданий.
Обсуждение проблемы:
Маркировка текста с целью
основных
- Когда на уроке мне выделения
требований. Совместная
помогла креативность?
деятельность по анализу
предложенных ситуаций
и проблем. Моделирование
жизненных
ситуаций,
требующих
применения
дивергентного мышления.
Примеры:
- Как поступить?
- Какое принять решение?
Преобразование
ситуации,
- Поиск альтернатив,
Поиск
связей
и
отношений
Подведение итогов:
– когда в жизни может
выручить
гибкость
и
беглость мышления?
Оригинальность
и Совместное чтение текста
проработанность.
заданий.
Обсуждение проблемы:
Маркировка текста с целью
основных
6 В какой жизненной выделения
ситуации мне
помогла требований . Совместная
деятельность по анализу
креативность?
предложенных ситуаций .
Моделируем
ситуацию:
когда в жизни может
понадобиться
креативность?
Подведение итогов:
парах и малых
группах.
Презентация
результатов
обсуждения и
подведение
итогов.
(http://skiv .instrao.ru)
Комплексные задания
(задания на выдвижение
разнообразных идей,
оценку и отбор идей)
- 9 кл ., Фантастический
мир,
- 9 кл ., Социальная
реклама,
- 9 кл ., NB или Пометки
на полях,
- 9 кл ., Видеть глазами
души,
- 9 кл ., Как защищаться
от манипуляций,
6 9 кл ., Транспорт
будущего
«Узнай свою страну»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)
Работа в
Портал ИСРО РАО
малых
(http://skiv .instrao . ru)
группах по
Комплексные задания
поиску
(задания на выдвижение
аналогий,
креативных идей,
связей,
доработку идей)
ассоциаций.
- 9 кл ., Фантастический
Работа в парах мир,
и малых
- 9 кл ., Социальная
группах по
реклама,
анализу и
- 9 кл ., NB или Пометки
моделировани на полях, 9 кл ., Видеть
12.12.
15 . От
1
выдвижен
ия
до
доработки
идей
Использование
навыков
креативного мышления для
создания продукта.
16 . Диагности 1
ка
и
рефлексия
.
Самооцен
Креативное
мышление.
Диагностическая работа для
9 класса .
– в каких ситуациях ю ситуаций,
наилучшим
решением по
проблемы
является подведению
традиционное, а в каких – итогов.
креативное?
Презентация
результатов
обсуждения.
Выполнение проекта на Работа в
основе комплексного
малых
задания
(по
выбору группах
учителя):
Презентация
результатов
- конкурс идей
«Благодарим
своих обсуждения
учителей»,
социальное
проектирование.
«Как
я
вижу
свое
будущее?»,
футуристическая
выставка,
- подготовка и проведение
социально
значимого
мероприятия (например,
помощи
людям
с
особенностями здоровья),
планирование
и
организация
системы мероприятий по
помощи в учебе .
Выполнение
итоговой Индивидуальн
работы.
Обсуждение ая работа .
результатов. Взаимо- и Работа в
самооценка результатов парах.
выполнения
глазами души,
- 9 кл ., Как защищаться
от манипуляций,
- 9 кл ., Транспорт
будущего
Портал ИСРО РАО
(http://skiv .instrao . ru)
По выбору учителя
- 9 кл ., Благодарность,
- 7 кл ., Нужный предмет,
- 9 кл ., Фантастиче- ский
мир,
- 9 кл ., Транспорт
будущего
- 9 кл ., Вещества и
материалы
- 9 кл ., Рисунок 9 кл .,
Видеть глазами души,
- 9 кл ., Солнечные дети
- 7 кл ., Поможем друг
другу
«Транспорт будущего»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media .prosv.ru/func/)
19.12.
Портал РЭШ
(https://fg.resh.edu.ru)
Портал ИСРО РАО
(http://skiv .instrao .ru)
Диагностическая работа для
26.12.
ка
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
17 . Подведен 1
Самооценка
уверенности Оценивать
результаты Беседа
ие итогов
при решении жизненных своей
деятельности
.
первой
проблем.
Обсуждение Аргументировать
и
части
результатов самооценки с обосновывать
свою
программ
целью достижения большей позицию.
Задавать
ы
.
уверенности при решении вопросы,
необходимые
Самооцен
задач по функциональной для
организации
ка
грамотности .
собственной
результат
деятельности. Предлагать
ов
варианты
решений
деятельно
поставленной проблемы.
сти
на
занятиях
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (4 ч)
18 . В
1
Статистические
Извлекать
информацию Беседа,
обществе
характеристики.
(из
текста,
таблицы, групповая
нной
Представление информации диаграммы) . Распознавать работа,
жизни:
(диаграммы)
математические объекты . индивидуальна
социальн
Описывать
ход
и я работа,
ые
результаты действий.
исследование
опросы и
Предлагать и обсуждать информацион
исследова
способы
решения. ных
ния
Прикидывать, оценивать, источников,
Комплекс
вычислять
результат. опрос,
ные
Устанавливать
и презентация,
задания
использовать зависимости круглый стол
«Домашн
между
величинами,
9 класса. Креативное
мышление .
Вариант 1 . Экспедиция на
Марс.
Вариант 2 . Социальная
инициатива
Приложение
16.01.
«Домашние животные»,
«Здоровое питание»
(http://skiv.instrao.ru/)
23.01.
ие
животные
»,
«Здоровое
питание»
19 . На
1
отдыхе:
измерени
я
на
местности
Комплекс
ное
задание
«Как
измерить
ширину
реки»
20 . В
1
обществен
ной
жизни:
интернет
Комплекс
ное
задание
«Покупка
подарка
в
интернетмагазине»
21 . В
1
домашни
х делах:
коммунал
Измерение геометрических
величин, Геометрические
фигуры и их свойства,
Равенство и подобие
Представление
данных
(таблицы,
диаграммы),
Вероятность
случайного
события
Вычисления
с
рациональными числами с
использованием
электронных таблиц
данными.
Читать,
записывать, сравнивать
математические объекты
(числа,
величины,
фигуры).
Применять
правила,
свойства
(вычислений, нахождения
результата).
Применять
приемы
проверки
результата
.
Интерпретировать ответ,
данные . Выдвигать и
обосновывать гипотезу .
Формулировать
обобщения
и выводы. Распознавать
истинные
и
ложные
высказывания об объектах.
Строить высказывания .
Приводить примеры и
контрпримеры. Выявлять
сходства
и
различия
объектов.
Измерять
объекты. Конструировать
математические
отношения. Моделировать
ситуацию математически.
Наблюдать и проводить
аналогии
Групповая
работа,
индивидуальн
ая работа,
практическая
работа
(измерение на
местности)
«Как измерить ширину
реки»
(http://skiv.instrao.ru/)
30.01.
Беседа,
групповая
работа,
индивидуальн
ая работа,
изучение
интернетресурсов,
презентация
«Покупка подарка в
интернет-магазине»
(http://skiv.instrao.ru/)
06.02.
Беседа,
групповая
работа,
индивидуальна
«Измерение и оплата
электроэнергии» – в
Приложении
(http://skiv.instrao.ru/)
13.02.
ьные
платежи
Комплекс
ное
задание
«Измерен
ие
и
оплата
электроэн
ергии»
я работа,
практическая
работа
(вычисления с
использование
м
электронных
таблиц),
презентация
(рекомендаци
й)
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (4 ч)
22 . Я
– 1
Права потребителей Защита Выявлять и анализировать
потребите
прав потребителей
финансовую информацию.
ль .
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать финансовое
решение.
23 . Человек и 1
работа:
что
учитываем
,
когда
делаем
выбор
24 . Налоги и 1
выплаты:
что
Трудоустройство: факторы
выбора профессии, факторы
выбора
места
работы.
Образование
и
самообразование как условия
финансовой стабильности .
Успешное трудоустройство
–
основной
фактор
финансовой стабильности
Что такое налоги и зачем
они
нужны.
Основные
социальные
выплаты,
Выявлять и анализировать
финансовую информацию .
Оценивать
финансовые
проблемы.
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать финансовое
решение.
Решение
ситуативных
и проблемных
задач Беседа/
практическая
работа/
решение
кейсов/ игра
Решение
ситуативных
и проблемных
задач Беседа/
практическая
работа/игра
Выявлять и анализировать Решение
финансовую информацию. ситуативных
Оценивать
финансовые и проблемных
«Защита прав
20.02.
потребителей»,
«Опоздавший миксер»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Что делать с
некачественным товаром»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/
«Заработная плата»
27.02.
(http://skiv .instrao. ru/)
«Первая работа»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media .prosv.ru/func/)
«Ежегодные налоги»
(http://skiv.instrao.ru)
«Транспортный налог»:
06.03.
отдаем и
как
получаем
предоставляемые
государством
проблемы.
Применять задач.
образовательный ресурс
финансовые
знания. Беседа /
издательства
Обосновывать финансовое практическая
«Просвещение»
решение.
работа /
(https://media.prosv.ru/func/)
решение
кейсов/игра
25 . Самое
1
Образование,
работа
и Выявлять и анализировать Решение
«Зарплатная карта»
13.03.
главное о
финансовая стабильность
финансовую информацию. ситуативных
(http://skiv .instrao .ru/)
профессио
Оценивать
финансовые и проблемных «Работа для Миши»:
нальном
проблемы.
Применять задач .
образовательный ресурс
выборе:
финансовые
знания. Беседа /
издательства
образован
Обосновывать финансовое практическая
«Просвещение»
ие, работа
решение
работа /
(https://media .prosv.ru/func/)
и
решение
финансов
кейсов /
ая
дискуссия/
стабильно
игра
сть
«Агентство по
трудоустройст
ву»
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч), Финансовая грамотность + Математика + Естественно-научная
(1 ч) – за рамками выделенных 5 часов на финансовую грамотность
26 . «Что
1
Финансовая грамотность и Выявлять и анализировать Решение
«Климатический магазин» 20.03.
посеешь,
социальная ответственность финансовую информацию. ситуативных
(http://skiv. instrao.ru)
то
и
Оценивать
финансовые и проблемных
пожнешь
проблемы.
Применять задач Беседа/
»
финансовые
знания. практическая
// «Землю
Обосновывать финансовое работа/ игра
уважай –
решение.
пожнешь
урожай»
27 . «Труд,
2
Финансовая грамотность:
Финансовая грамотность:
Решение
«Новая работа»,
03.04.
зарплата
ситуативных
«Налог
на
новую
10.04.
- Образование, работа и Выявлять
и
и налог –
финансовая стабильность.
анализировать финансовую и проблемных квартиру», «Пособие на
важный
опыт
и
урок»
информацию.
задач Беседа/ ребенка»
- Оценивать финансовые практическая (http://skiv.instrao.ru/)
работа/ игра,
«Старенький автомобиль»:
проблемы.
образовательный ресурс
- Применять финансовые групповая
работа,
издательства
знания.
- Обосновывать финансовое индивидуальн «Просвещение»
ая работа
(https://media.prosv.ru/func/)
решение.
Математическая
грамотность:
- Извлекать информацию
(из
текста,
таблицы,
диаграммы) .
Распознавать
математические объекты.
- Моделировать ситуацию
математически.
Устанавливать
и
использовать
зависимости
между
величинами, данными.
- Предлагать и обсуждать
способы решения .
- Прикидывать, оценивать,
вычислять результат.
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся
цифровом мире» (5 ч)
28 . Какое
1
Межкультурное
Приводить
примеры Обсуждение
«Интернет в современном 17.04.
общение
взаимодействие: успешное «твердых» и
информации,
мире»: образовательный
называют
и
уважительное «мягких»
навыков. предложенной ресурс издательства
эффективн
взаимодействие
между Объяснять
причины руководителе «Просвещение»
ым
.
людьми,
действия
в возрастания
значения м занятия /
(https://edia.prosv.ru/func/)
Расшифру
интересах общественного «мягких
навыков»
в игровая
«Интернет в современном
ем
благополучия
и современной жизни .
деятельность
мире» Глобальные
«4к»
устойчивого
развития. Объяснять
понятия
компетенции. Сборник
- Определение факторов,
влияющих
на
размер
выплачиваемой заработной
платы.
Налоговые
выплаты
Социальные пособия.
Математическая
грамотность:
- Зависимость
«цена
–
количествостоимость»
- Действия с числами и
величинами .
- Вычисление процентов .
- Вычисление процента от
числа и числа по его
проценту.
Понятие
об
«универсальных навыках»
(«мягких навыках») Как
развивать критическое и
аналитическое мышление?
Как
работать
с
информацией?
29- Общаемся 2
30 . в сетевых
сообщест
вах,
сталкивае
мся
со
стереотип
ами,
действуем
сообща
Межкультурное
взаимодействие: успешное
и
уважительное
взаимодействие
между
людьми
в
социальных
сетях, понимание роли
стереотипов
в
межкультурном
взаимодействии,
роль
ценностей
в
оценке
различных взглядов, точек
зрения и мировоззрений .
31- Почему и 2
32 . для чего в
современн
ом мире
нужно
быть
глобально
Глобальные
проблемы:
пути и возможности их
решения
глобально
компетентными людьми в
условиях
динамично
развивающегося
неопределенного мира .
«критическое мышление»,
«аналитическое
мышление».
Аргументировать
свое
мнение
о
значении
«мягких
навыков»
в
современном
мире
.
Объяснять,
как
определить достоверность
информации,
отличить
факт и мнение.
Выявлять и оценивать
различные мнения и точки
зрения,
связанные
со
стереотипами. Оценивать
ситуации межкультурного
общения с ценностных
позиций.
Объяснять
сложные
ситуации
и
проблемы, возникающие в
общении в социальных
сетях. Аргументировать
свое
мнение
о
возможностях и рисках
участия
в
сетевых
сообществах
Объяснять
сущность
глобальных проблем и
вызовов, которые они
создают
современному
человечеству. Оценивать
действия по решению
глобальных проблем
эталонных заданий .
Выпуск 2.
Ситуация «Ищем
причины»
(http://skiv.instrao.ru/)
Дискуссия /
решение
познавательн
ых задач и
разбор
ситуаций
Дискуссия /
конференция /
решение
познавательн
ых задач и
разбор
ситуаций
Ситуации
«Гендерное 24.04.
равенство и стереотипы», 01.05.
«Плюсы
и
минусы
стереотипов»,
«Сетикет», «Сегодня у нас
презентация» (http://skiv
.instrao . ru/)
«Новый
ученик»:
образовательный
ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media .prosv.ru/func/)
«Новый
ученик»
Глобальные компетенции.
Сборник
эталонных
заданий . Выпуск 2 .
«Что такое глобаль ные
08.05.
компетенции?»:
образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media .prosv.ru/func/)
«Что такое «глобальные
компетент
в
современном
мире.
ным?
Определять и обосновывать
Действуе
собственную
стратегию
м
для
поведения, связанную с
будущего:
участием
в
решении
учитывае
глобальных проблем.
м
цели
устойчиво
го
развития
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
33 . Подведен 1
Оценка (самооценка) уровня Оценивать
результаты
ие итогов
сформированности
своей деятельности.
программ
функциональной
Аргументировать
и
ы
.
грамотности
по
шести обосновывать
свою
Самооцен
составляющим.
позицию.
Осуществлять
ка
Обсуждение
возможных сотрудничество
со
результат
действий, направленных на сверстниками. Учитывать
ов
повышение уровня ФГ разные мнения.
деятельно
отдельных учащихся и
сти
на
группы в целом
занятиях
34 . Итоговое
1
Демонстрация
итогов Решение
практических
занятие
внеурочных занятий по ФГ задач,
успешное
(открытое мероприятие для межличностного общение
школы и родителей) .
в
совместной
деятельности,
активное
участие в коллективных
учебноисследовательских,
проектных
и
других
творческих работах .
Просмотр слайд-шоу с
фотографиями и видео,
компетенции»? Почему
современный человек
должен быть глобально
компетентным?»
Глобальные компетенции.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2 .
Групповая
работа
Театрализован
ное
представлени
е, фестиваль,
выставка
работ
Для конкретизации
проявления
сформированности
отдельных уровней ФГ
используются примеры
заданий разного уровня
ФГ (http://skiv.instrao.ru/)
15.05.
22.05.
сделанными педагогами
и детьми во время
занятий.
Благодарности
друг другу за совместную
работу.