МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской
СОШ
Рассмотрено
Методическим советом
_____________________
Селянкина Е.Л
Протокол №1 от 25.08.2025
Согласовано
Заместитель директора по УВР
___________________________
Обухова О.Ф
Протокол №1 от 29.08.2025
Утверждено
Директор школы
_________________
Каканова Л.С
Приказ №61-ос от 29.08.2025
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Функциональная грамотность»
для обучающихся 7 класса
Программу составила Чубаровская О.И –
учитель русского языка и литературы
с. Калмакское 2025
Пояснительная записка
Федеральный
закон «Об образовании
в Российской
Федерации»
от
29.12.2012г №273 – ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
- Распоряжение правительства Российской федерации о концепции развития
дополнительного образования детей от 04.09.2014 №1726-р
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- Приказ Мин Образования и науки РФ № 1008 от 29.08.2013 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025.
- Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1185 «Об утверждении примерной формы
договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования п. 19.5;
- Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюст России от 04 февраля 2011 г. N 19707);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10 2015 № 08-1786 «О рабочих
программах учебных предметов»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 №1576 « О внесении
изменений в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» от 06.10.2009
№373 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 4 октября 2010 г. N 986 "Об утверждении федеральных требований к
образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений";
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 г. № 189
(зарегистрировано в Минюст России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
-Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ,
реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования
России №1312 от 09.03.2004 г.;
- Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2025-2026 учебный год;
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
Армизонская СОШ;
- Устав МАОУ Армизонская СОШ;
-Положение МАОУ Армизонская СОШ «О разработке и утверждении рабочих программ
по учебным курсам и предметам.
1.1
Рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Функциональная грамотность» разработана на основе плана внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Рабочая программа по курсу внеурочной
деятельности
«Функциональная грамотность» предназначена для учащихся 7 классов
образовательного учреждения.
Направление программы: социальное
1.2. На реализацию данного курса отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана
на 34 часа (34 учебные недели).
1.3. Цель программы: формирование
начальных
представлений
о
читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности,
глобального и креативного мышления в жизни и деятельности
людей, развитие у учащихся познавательной
мотивации, творческого
воображения, наблюдательности,
умения доказывать свою точку зрения. Умение
достигать планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Задачи программы:
читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- математическая грамотность – дополнительная возможность для организации
образовательного процесса, труднореализуемая в рамках
традиционного урока. Применять математические знания в реальной жизни.
- естественно-научная грамотность – занимать активную гражданскую позицию по
общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность
интересоваться естественно-научными идеями.
- финансовая грамотность - формировать у учащихся представление об экономике
как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его
потребностей.
- глобальные компетенции – осваивать знания по проблемам глобализации, устойчивого
развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с
Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в
программы естественно- научных, общественно-научных предметов и иностранных
языков.
- креативное мышление – умение мыслить креативно, что помогает людям достигать
лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и
грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы.
1.4. Балльная система оценивания знаний и умений учащихся
отсутствует.
Система
оценивания результатов внеурочной деятельности учащихся
осуществляется
согласно
Положению
о
рейтинговой
системе оценки результатов внеурочной деятельности.
1.5. Планируемые
результаты
Личностные результаты:
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и
своего места в мире);готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание цености самостоятельности и инициативы наличие мотивации к
целенаправленной социально значимойдеятельности; стремление быть
полезным, интерес к
социальному сотрудничеству,
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения
к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного наличие
мотивации к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности; стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания стремление к
самоизменению ; сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на
моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
осознанный
выбор
и построение
индивидуальной
траектории
образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и
потребностей ; активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность
разнообразной совместной
деятельности, активное
участие
в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта,
основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей
роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Метапредметные результаты:
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную
картину мира)
и
универсальных
учебных
действий
(познавательные, коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную
познавательную деятельность; способность к совместной
деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом
назначения информации и ее целевой аудитории.
.
1. Тематическое планирование
Разделы, темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
7 класс
Введение
Тема 1. Читательская грамотность «В мире текстов:
от этикетки до повести»
Тема 2. Естественно-научная грамотность
«Узнаем новое и объясняем»
Тема 3. Креативное мышление
«Проявляем креативность на уроках, в
Тема 4. Математическая грамотность
«Математика в окружающем мире»
Тема
5.
Финансовая
грамотность
«Школа финансовых решений»
Тема 6. Глобальные компетенции «Роскошь
общения.
Ты,
я,
мы
отвечаем
за
планету. Мы
Количество часов
Рабочая
34
1
5
5
6
4
6
7
2. Содержание программы
Введение (1 час)
курса 7 класс
(34 часа)
Знакомство
участников
программы.
Обсуждение
понятий
«функциональная грамотность», «составляющие
функциональной
грамотности
(читательская, математическая,
естественно-научная,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в
целом от совместной работы. Обсуждение планов и организация работы в рамках
программы.
Тема 1. Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» (5
часов)
Авторский замысел и читательские установки (художественный текст).
Особенности
чтения
и понимания
электронных
текстов
(учебносправочный
текст).
Чтение
и понимание
несплошных текстов
(инструкция, этикет ка). Особенности
чтения и
понимания
смешанных текстов
(соотнесение текста статьи и
инфографики).
Особенности чтения и понимания
множественных
текстов (публицистический текст).
Тема 2. Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» (5 часов)
Выполнение заданий «Луна» и «Вавилонские сады» (объяснение процессов и
принципов действия технологий).
Выполнение заданий «Зеленые водоросли» и «Трава
Геракла»
(объяснение
происходящих процессов. Анализ
методов исследования и интерпретация результатов
экспериментов). Выполнение задания «Заросший пруд» (проведение простых
исследований и анализ их результатов. Получение
выводов на
основе
интерпретации
данных (табличных,числовых), построение
рассуждений. Выдвижение и анализ способов исследования вопросов). Выполнение
заданий «Мячи» ИЛИ «Антиграв и хватка осьминога» (проведение простых
исследований и анализ их результатов).
Тема 3. Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (6 часов)
Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: сюжеты, сценарии; эмблемы,
плакаты, постеры, значки; проблемы экологии; выдвижение гипотез. Совместное
чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная
деятельность
по
анализу
предложенных
ситуаций.
Выдвижение
идей
и
обсуждение
различных способов проявления креативности в ситуациях. Разные сюжеты. Два
основных способа, которыми могут различаться идеи для историй: связи идей с
легендой основаны на разных смысловых ассоциациях, что явно отражается
на сюжете, ИЛИ идеи имеют схожие сюжеты, однако каждая идея основана на
своем способе воплощения. Выдвижение идей своих заданий по созданию
сюжетов и сценариев, на основе иллюстраций, комиксов. Работа с поисковой
системой Интернета по подбору / коллажу интересных иллюстраций. Подведение
итогов:
– чем могут различаться схожие сюжеты? Каждая история описана с иной точки
зрения, и это
влияет
на
то, как представлен сюжет; В каждой
истории
есть различающееся
место действия, что влияет на
взаимодействие героев или на значимость предметов и
событий;
Каждая история отражает различные взаимоотношения между героями,
что влияет на взаимодействие героев или на значимость предметов и событий;
Действия и/или выбор, совершаемые героями в каждой истории
отличаются
,из-за чего
сюжет
развивается по- разному; Характеристики героев в
каждой из историй отличаются, влияя на их мотивацию или роль, которую
они играютв истории (например, у героев может быть разное
происхождение, способности, характеры
и
т.д.).
– какие решения
социальных
проблем
относятся к разным категориям?(Нормативное регулирование,
экономия,
экологическое
просвещение,
профилактика и др.). Оригинальность и проработанность. Обсуждение проблемы:
когда
возникает
необходимость
доработать
идею?
По каким
причинам
бывает
нужна
доработка идеи?
(появилась
дополнительная информация надо сказать яснее,
надо устранить/
смягчить недостатки,
нужно более
простое/удобное/ красивое
и
т.п.
решение…). Использование
навыков креативного
мышления
для
создания
продукта. Выполнение
проекта
на основе комплексного задания (повыбору учителя): создание
игры для пятиклассников «Знакомство со школой», социальное
проектирование - «Как я вижу свое будущее?», подготовка
и
проведение социально значимого мероприятия (например, книжной
выставки), подготовка и проведение классного часа с выбором девиза класса,
планирование и организация системы мероприятий по помощи в учебе.
Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо-и самооценка
результатов выполнения.
Тема 4. Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (4 часа)
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение длин и расстояний, периметр
фигуры. Вычисления с рациональными числами, округление. Зависимость
«цена-количество-стоимость».
Представление данных: таблицы, диаграммы, статистические
характеристики, сравнение
величин,
процентные
вычисления.
Зависимость» «скорость-время- расстояние»,
измерение
времени
и
скорости. Графики реальных
зависимостей.
Статистические
характеристики.
Представление
данных (диаграммы, инфо- графика).
Тема 5. Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (6 часов)
Личная финансовая безопасность. Мошенничество. Виды финансового
мошенничества.
Финансовое
мошенничество.
Правила защиты
от финансового мошенничества.
Финансовое
мошенничество в
социальных
сетях
Правила
безопасного финансового поведения в социальных сетях. Финансовая безопасность
Финансовый риск Правила безопасного финансового поведения. Зависимость «цена количество-стоимость». Вычисления с десятичными и обыкновенными дробями.
Вычисление процентов
Тема 6. Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные
проблемы» (7 часов)
Межкультурное
взаимодействие:
необходимость
межкультурного
диалога.
Культура
и
диалог
культур.
Роль
семьи
и школы в
жизни
общества, в
формировании культуры
общения
между представителями разных
народов. Межкультурное
взаимодействие: успешное
и уважительное
взаимодействие
между людьми , действия
в интересах коллектива.
Глобальные проблемы
как
следствие
глобализации.
Изменение
климата, экологические
и демографические проблемы. Глобальные
проблемы: возможности
и роль каждого человека в преодолении
воздействия глобальных проблем или в их решении. Проблемы прав человека в
современном
мире.
Оценка (самооценка) уровня
сформированности
функциональной грамотности по шести
составляющим.
Обсуждение
возможных действий, направленных на повышение
уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. Решение
практических задач, успешное межличностного общение в совместной
деятельности,
активное участие
в
коллективных
учебноисследовательских, проектных и других творческих работах.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Функциональная грамотность»
7 КЛАСС
Планируе
Дата
№ п/п
Тема занятия
м ые
проведени
02.09.2025
1
Введение
1
час
Тема 1. Читательская грамотность
текстов: от этикетки до повести»
5 часов
2
1
Смысл жизни (Я и моя жизнь).
3
2
Человек и книга.
«В
мире
09.09.2025
16.09.2025
4
3
5
6
4
5
Проблемы повседневности (выбор товаров и
услуг).
Будущее (Человек и технический
Планета людей (взаимоотношения)
Интегрированные занятия: читательская
23.09.2025
30.09.2025
07.10.2025
Тема 2. Естественно-научная грамотность
«Узнаем новое и объясняем»
5 часов
Наука и технологии.
Мир живого.
Вещества, которые нас окружают.
Мои увлечения 1.
Мои увлечения 2.
3.
Креативное мышление
«Проявляем креативность на уроках, в школе и
в жизни»
7
1
8
2
9
3
10 4
11 5
Тема
14.10.2025
21.10.2025
11.11.2025
18.11.2025
25.11.2025
12
1
Креативность в учебных ситуациях и
ситуациях межличностного
02.12.2025
13
2
09.12.2025
14
3
15
16
4
5
Выдвижение разнообразных идей.
Учимся проявлять гибкость и
Выдвижение креативных идей и их
доработка.
От выдвижения до доработки идей.
30.12.2025
17
6
Диагностика и рефлексия. Самооценка.
Выполнение
Подведение итогов первой
части программы. Самооценка результатов
деятельности на
16.12.2025
23.12.2025
13.01.2026
Тема 4. Математическая грамотность
«Математика в окружающем мире»
4 часа
18
1
19
2
20
3
В домашних делах: ремонт и обустройство
дома. Комплексные задания «Ремонт комнаты»,
«Покупка
В общественной жизни: спорт.
Комплексные задания
«Футбольная команда»,
20.01.2026
На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения.
Комплексные задания
«Бугельные подъемники»,
03.02.2026
27.01.2026
21
4
В профессиях: сельское хозяйство.
Комплексное задание
«Сбор черешни».
10.02.2026
Тема 5. Финансовая грамотность «Школа
финансовых решений»
6 часов
22
1
23
2
Как финансовые угрозы превращаются
в финансовые
Уловки финансовых
мошенников: что помогает от
Заходим в Интернет: опасности для личных
финансов.
Самое главное о правилах
25 4
26 5
«Покупать, но по сторонам не зевать».
27 6
«Акции и распродажи».
Тема 6. Глобальные компетенции «Роскошь общения.
Ты, я,
мы
отвечаем
за
планету.
Мы
учимся преодолевать проблемы в общении и
вместе решать глобальные проблемы»
7 часов
24
28
29
30
31
32
33
34
3
1
2
3
4
5
6
7
С чем могут быть связаны
Общаемся в школе, соблюдая
Прошлое и будущее: причины и
Действуем для будущего:
Выбираем профессию.
Подведение итогов программы.
Итоговое занятие.
17.02.2026
24.02.2026
03.03.2026
10.03.2026
17.03.2026
24.03.2026
07.04.2026
14.04.2026
21.04.2026
28.04.2026
05.05.2026
12.05.2026
19.05.2026