МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по ВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «25» 08
от
Нерадовских Л.В. Приказ № 61-ос
2025 г.
«29»
08
2025
г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Проектная деятельность»
для обучающихся 9 класса
Программу составил(а):
Попкова Н.А.
с. Калмакское 2025 год
1
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Проектная деятельность» составлена для
учащихся 8 на основании нормативной документации:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
• приказа Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее –
ФОП ООО);
• Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(далее – ФГОС ООО второго поколения);
Согласно ФГОС, учебное исследование или учебный проект представляет собой
особую форму деятельности учащихся.
Результаты выполнения учебного проекта должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно- исследовательской деятельности,
критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов.
Целью учебного курса «Проектная деятельность» является создание условий для
развития личности обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под
проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем);
- развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу,
выдвижению гипотез, детализации и обобщению;
- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору,
освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта
проектирования;
- обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из
информационного поля;
2
- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и
результативности решения проблемы проекта);
- обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;
- развитие навыков конструктивного сотрудничества;
- развитие навыков публичного выступления
В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные
технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно -поисковые
технологии, творческие проекты).
Сроки реализации программы – 1 год.
Форма аттестации: предзащита/защита проекта
Место предмета «Проектная деятельность» в учебном плане
Согласно учебному плану предмет «Проектная деятельность» изучается в 9 классе в
объеме 34 часов (1 час в неделю).
Результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
3
10. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных проблем;
11. сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6. умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
1.
7. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Восьмиклассник научится
1. базовым навыкам коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
2. базовым навыкам инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
3. базовым навыкам проектной деятельности, а также самостоятельного применения
приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач,
используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
4. базовым навыкам постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
4
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных,
презентации результатов;
5. умению излагать результаты проектной работы перед школьной аудиторией.
Планируемые результаты изучения курса «Проектная деятельность»
Обучающийся научится:
-планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование,
оборудование, модели, методы и приемы, адекватные проблеме;
-формулировать научную гипотезу, ставить
проектирования, исходя из культурной нормы;
цель
-выделять основные задачи
исследовательской работе;
поставленной
по
реализации
в
рамках
цели
используя
исследования
в
проекте
и
и
-распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании полученных
результатов;
-отличать факты от суждений, мнений и оценок;
-подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать основные
методы и приемы, характерные для естественных и гуманитарных наук;
-оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные(такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели, определять допустимые сроки выполнения проекта или
работы;
-находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
-работать с литературой, выделять главное;
-оформлять результаты своего исследования или отчет о выполнении проекта;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту) для
защиты на школьной конференции;
-грамотно, кратко и четко высказывать свои мысли, уметь отвечать на вопросы и
аргументировать ответы;
-вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
-владению понятийным аппаратом проектно-исследовательской деятельности;
-применению знания технологии выполнения самостоятельного исследования;
-реализовывать общую схему хода научного исследования: выдвигать гипотезу, ставить
цель, задачи, планировать и осуществлять сбор материала, используя предложенные или
известные методики проведения работ, оценивать полученные результаты с точки
зрения поставленной цели, используя различные способы и методы обработки;
-грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов
Internet;
5
-соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчета о выполнении
проекта;
-иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные
информационные технологии;
-осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
-·прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и
совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки
эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом
этапе реализации и по завершении работы;
-адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
-адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
-адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
- отслеживать и принимать во внимание тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
-подготовить доклад и компьютерную презентацию по выполненной работе (проекту)
для выступлений на научно-практической конференции;
-подготовить тезисы по результатам выполненной работы (проекта) для публикации;
-выбирать адекватные стратеги и коммуникации, гибко регулировать собственное
речевое поведение.
-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта.
«Практическая реализация цели и задач воспитания на уроках географии
осуществляется в рамках Модуля «Урочная деятельность» Рабочей программы
воспитания.
Так, реализация воспитательного потенциала уроков изобразительного искусства
предусматривает:
•максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания
на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания
уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для
обсуждений;
•включение в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
•включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
•выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
6
•привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям,
явлениям, лицам;
•применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
•побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
•организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества
и взаимной помощи;
•инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности (см. Приложение 1. Примерные темы проектных и
учебно-исследовательских работ по изобразительному искусству)».
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение (3 часа)
Понятия «индивидуальный проект», «проектная деятельность», «проектная культура».
Типология проектов. Проекты в современном мире. Цели, задачи проектирования в
современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной
деятельности.
Раздел 2. Инициализация проекта (24 часа)
Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы проекта..
Проектный замысел. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта и
исследовательской работы. Презентация и защита замыслов проектов.Методические
рекомендации по написанию и оформлению проектов, исследовательских
работ.Структура проектов и исследовательских работ.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. Виды
переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.
Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального
проекта. Расчет календарного графика проектной деятельности.
Применение информационных технологий в исследовании, проекте, курсовых работах.
Работа в сети Интернет. Научные документы и издания. Организация работы с научной
литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари,
справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в
музеях, архивах.
Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
7
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов
Раздел 3. Оформление результатов проектной деятельности и защита проектов
(7 часов)
Эскизы и модели, макеты проектов, оформление курсовых работ. Коммуникативные
барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные пре
Публичная защита результатов проектной деятельности. Экспертиза проектов.
Формы контроля за результатами освоение программы.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации,
видеофильмы, фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся
в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
- внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном
компьютерном классе) выполняют практические задания для самостоятельного
выполнения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением
проекта. Итоговая защита проводится на научно-практической конференции в
присутствии экспертной группы.
Тематическое планирование
Наименование раздела
Кол-во отведенных
часов
3 часа
Введение
Инициализация проекта
24 часа
Оформление промежуточных результатов проектной
деятельности
7 часов
Календарно- тематическое планирование курса
№
Дата
урока проведения
Предполагаемый
Наименование раздела, темы результат
Раздел 1. Введение (3 часа)
1
5.09
2
12.09
Понятия «индивидуальный
проект», «проектная
деятельность», «проектная
культура». Стартовая
диагностика
Типология проектов
8
Иметь
представление о
том, что такое
учебный проект, правила
написания
проекта,
особенности
3
19.09
4
26.09
5
3.10
6
10.10
7
17.10
8
24.10
9-10
7-14.11
11
21.11
12
28.11
13-15 5-12.12
16
19.12
17
26.12
18-19 16-23.01
20
30.01
21
6.02
22-23 13.-20.02
24
27.02
25-27 6-13-20.03
28-29 3-10.04
30
17.04
31
24.04
32-33 8-15.05
Методология и технология проектной
деятельности
проектных
работ, чем
отличаются
монопроект от
межпредметного
проекта.
Раздел 2. Инициализация проекта (24
Научиться
часа)
проводить
Тема и проблема проекта,
подготовительны
исследовательской работы
е
мероприятия на
Проектный замысел
местности и в
аудиторной
Структура проектов и исследовательских
работ
обстаовке для
Определение собственных интересов
реализации проекта
Обозначить
Выбор темы проекта
проблему,
Проблема и цель проекта
сформулировать
Постановка задач
цель на основании
Планирование деятельности
проблемы,
сформировать план
Методы исследования
деятельности,
Логика действий при планировании работы.
провести опрос,
Осуществление самостоятельной работы
интервью,
над индивидуальным проектом
исследование,
эксперимент
Сбор информации по проекту
Самостоятельно
Виды переработки чужого текста
использовать
Способы оформления работы
справочную
Применение информационных технологий в литературу,
каталоги для
исследовании, проекте
сбора
Критерии оценки проекта
нужнойинформации
Работа над индивидуальным проектом
. В том числе с
электронными.Умет
ь устранять
ошибки,
допущенные при
поиске информации.
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной
деятельности 7
Оформление эскизов, моделей, макетов
Уметь собирать
проектов
Методика защиты проекта,
и обрабатывать
исследовательской работы
нужнуюинформаци
Практикум «Снятие коммуникативных
ю
барьеров при публичной защите
по
выбранной
результатов проекта».
теме, с учетом своих
Внутренняя защита пробных проектов,
личных взглядов,
исследовательских работ. Промежуточная
9
аттестация.
34
22.05
мнения или
выдвину
той
гипотезы,
уметь
Защита проектов, исследовательских работ
составлять список
использованных
источников
информации.Научится
публичной защите
проекта.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса:
Учебно-методическое
обеспечение:
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Бухвалов, В.А. Развитие обучающихся в процессе творчества и сотрудничества / В.А.
Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология
компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов –
руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. –
Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности
школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство
«Учебная литература», 2006.
4. Голуб Г.Б.,Перелыгина Е.А.,Чуракова О.В. Основы проектной деятельности
школьника.Методические рекомендации по преподаванию курса.-Самара,Изд-во
«Учебная литература», издательский дом «Федоров»,2006
5. Метод учебных проектов: Методическое пособие М. 2006.
6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое
пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. –
М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
67 Сергеева В.П. Проектно – организаторская компетентность учителя в воспитательной
деятельности. М. 2005.
8. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : Первое сентября, 2010.
– 44 с.
9. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5–9 классы.
Методическое пособие для учителей и руководителей школ. — М.: Гуманитарный изд.
центр ВЛАДОС, 2015
10
11
12