МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
по ВР
Директор
Селянкина Е.Л.
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «25» 08
Приказ
№
61-ос
от
Нерадовских Л.В.
2025 г.
«29» 08 2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
для обучающихся 6 классов
Рабочую программу составил(а):
Кривогузов С.П.
с. Калмакское 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определяется изменением требований реальности
к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном
социуме . Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью
задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения .
Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать
получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся
условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать
информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные
решения . Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение
в
российских
школах
Федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и
основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов .
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение со- держания
школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и
освоение способов их интеграции .
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся
для
жизни»
предлагает
системное
предъявление
содержания,
обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности .
Основной целью курса является формирование функционально-грамотной
личности, ее готовности и способности
«использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческойдеятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности
школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных .
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а
также глобальной компетентности и креативному мышлению) . В рамках каждого
направления
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
и
интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам
выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией,
стратегий
позитивного
поведения,
развитие
критического
и
креативного мышления.
ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов. Программа
курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю .
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной
и
групповой
работы,
проектную
и
исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик . Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить
их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди
других людей . В целом реализация программы вносит вклад внравственное и
социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка
для формирования и оценки функциональнойграмотности, размещенные на портале
Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО
РАО (http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/),
материалы
из
пособий
«Функциональная грамотность .Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь
учителям,
помогающие
грамотно
организовать
работу
всего
коллектива
школьников, а также их индивидуальную и групповую работу .
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ
Программа
курса
внеурочной
деятельности
разработана
с
учетом
рекомендаций примерной программы воспитания .
Согласно Примерной программе воспитания у современно- го школьника
должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы,
сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты . Эти ценности
находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям
функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое,
воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового
образа жизни, эмоционального благополучия . Реализация курса способствует
осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию
школьников и созданию условий для их позитивной социализации .
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО ПРОГРАММЕ
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие
учителя разных предметов . Это обеспечивает объединение усилий учителей в
формировании функциональной грамотности как интегрального результата
личностного развития школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение
обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах .
Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка .
Личностных
результатов
педагоги
могут
достичь,
увлекая
ребенка
совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно
ценностным содержанием .
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие
используемых педагогом форм работы .
Реализация
программы
предполагает
возможность
вовлечения
образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.
в
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ.
О
ШЕСТИ
СОСТАВЛЯЮЩИХ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят
читательская
грамотность,
математическая
грамотность,
естественно-научная
грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное
мышление.
Читательская грамотность
«Читательская
грамотность
–
способность
человека
пони-
мать,
использовать, оценивать тексты, размышлять о них изаниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать
в социальной жизни».
Читательская
грамотность
–
основа
формирования
функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская
грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными
форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в
рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов(сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и
выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой
информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия
в рамках модуля предполагают работупо анализу и интерпретации содержащейся
в
тексте
информации,
а
также
оценке
противоречивой,
неоднозначной,
непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность
источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные
цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической
грамотности разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного обще- го образования
с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому
образованию, Концепции развития математического образования в Российской
Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу
для
непрерывного
образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся.
Функциональность
математики
определяется
тем,
что
ее
предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание
принципов устройства и использования
интерпретация
социальной,
малоэффективна
повседневная
современной
экономической,
практическая
техники,
восприятие и
политической
информации,
деятельность. Каждому
человеку
приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы,
использовать
приемы
геометрических
измерений
и
построений,
читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать
решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер
случайных событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным
образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках
конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее
формальный
формат
внеурочной
деятельности
открывает
дополнительные
возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в
рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных
для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические
занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения,
мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью
является интеграция математического содержания с содержанием других учебных
предметов
и образовательных
областей.
В данной
программе
предлагается
«проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека
и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного
общества, но и создает естественную, мотивационную подпитку для изучения как
математики, таки обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности врамках как урочной,
так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия
естественно-научной
грамотности,
сформулированным
в
международном
исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность чело- века занимать
активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам, связанным
с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными
идеями.
Естественно-научно
грамотный
человек
стремится
участвовать
в
аргументированном обсуждении проблем, относящихсяк естественным наукам и
технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать
понимание
особенностей
естественно-научного
исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные
возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов,
поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных
предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по
естественно-научной
грамотности
в
рамках
внеурочной
деятельности
могут
проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава
учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения
(лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и
познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых
решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены
разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового
успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с
базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся
выявлять
и анализировать
финансовую
информацию, оценивать
финансовые
проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски.
Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при
рассмотрении финансовых
вопросов,
не
имеющих
однозначно
правильных
решений, требующих анализа альтернатив и возможных по- следствий сделанного
выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи.
Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания
при
решении
рассматриваемых
при
практических
изучении
вопросов,
математики,
входящих
информатики,
в
число
задач,
географии
и
обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные
освоением
знаний
по
компетенции»
проблемам
непосредствен- но
глобализации,
устойчивого
связано
развития
с
и
межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования входит в программы
естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков.
Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное
взаимодействие.
компетенциям»
Организация
развивает
занятий
в
рамках
модуля
критическое
и
аналитическое
по
«глобальным
мышление,
умения
анализировать глобальные и локальные проблемы и
вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные
мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать
информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся
позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников
с учетом их возрастаи познавательных интересов на современную систему научных
представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение
уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных
наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных
последствий для окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной
грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда
раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры,
развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового
знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить
креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании
окружающей
действительности,
эффективно
и
грамотно
отвечать
на
вновь
возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как
одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность
грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при
решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек
встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать
общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия,
лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи,
направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни.
Содержаниезанятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания
особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в
которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления,
учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного
мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе
учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные
навыки для развития и совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегоднов объеме 5 часов
в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модуляхв последовательно усложняющихся
контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных
ситуациях,формирующие необходимые для функционально грамотно-го человека
умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения
используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или
самооценки и рефлексии. Ниже представлено содержание каждого модуля
Программы по годам обучения (для 5—9 классов), включая и интегрированные
занятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Раздел 1. Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию»
1. Введение. Путешествуем и познаем
2
мир (Путешествие по России)
2. Работаем над проектом (Школьная
1
жизнь)
3. Хотим участвовать в конкурсе
1
(Школьная жизнь)
4. По страницам биографий (Великие
1
люди нашей страны)
5. Мир моего города (Человек и
1
технический прогресс)
Раздел 2. Естественно-научная грамотность «Наука рядом»
6. Мои увлечения
1
7. Растения и животные в нашей жизни
2
8. Загадочные явления
2
Раздел 3. Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»
9. Модели
и
ситуации.
Общее
1
представление о креативности (на
примерах простейших заданий и
бытовых ситуаций). Знакомство с
содержательными и тематическими
областями
10. Выдвижение разнообразных идей.
1
Для чего нужно выдвигать разные
идеи и варианты. Разные, похожие,
одинаковые
11. Выдвижение креативных идей и их
1
доработка.
Для
чего
нужны
нестандартные идеи. Когда и кому
бывают нужны креативные идеи
12. От выдвижения до доработки идей.
1
Создание продукта. Вы полнение
проекта на основе комплексного
задания
13. Диагностика
и
рефлексия.
1
Самооценка. Выполнение итоговой
работы
Раздел 4. Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни»
14. Путешествия и отдых
1
15. Транспорт
1
16. Здоровье
1
17. Домашнее хозяйство
1
Раздел 5. Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
18. Собираемся за покупками: что
1
важно знать
19. Делаем покупки: как правильно
1
выбирать товары
20. Приобретаем услуги: знаем, умеем,
1
практикуем
21. Самое главное о правилах поведении
1
грамотного покупателя
Раздел 6. Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математи ка
22. «Деньги – не щепки, счетом крепки»
2
Раздел 7. Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и
знакомимсяс глобальными проблемами»
23. Мы умеем дружить
1
24. Общаемся с одноклассниками и
живем интересно
25. Какие
проблемы
называют
глобальными? Что значит быть
глобально компетентным?
26. Можем ли мы решать глобальные
проблемы? Начинаем действовать.
Идея:
на
материале
заданий
«Покупаем
новое»
и
«Не
выбрасывайте
продукты»
интеграция
с
финансовой
грамотностью по теме «Покупки»
Итого:
1
1
1
30
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
Дата изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1.
Введение
1
03.09.24
https://fg.resh.edu.ru/
2.
Путешествуем и познаем мир
(Путешествие по России)
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
1
10.09.24
https://fg.resh.edu.ru/
1
17.09.24
https://fg.resh.edu.ru/
1
24.09.24
https://fg.resh.edu.ru/
1
01.10.24
https://fg.resh.edu.ru/
1
08.10.24
https://fg.resh.edu.ru/
7.
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная
жизнь)
По страницам биографий (Великие люди
нашей страны)
Мир моего города (Человек и технический
прогресс)
Мои увлечения
1
15.10.24
https://fg.resh.edu.ru/
8.
Растения и животные в нашей жизни
1
22.10.24
https://fg.resh.edu.ru/
9.
Растения и животные в нашей жизни
1
12.11.24
https://fg.resh.edu.ru/
10.
Загадочные явления
1
19.11.24
https://fg.resh.edu.ru/
11.
Загадочные явления
1
26.11.24
https://fg.resh.edu.ru/
1
03.12.24
https://fg.resh.edu.ru/
12.
Модели и ситуации. Общее представление
о креативности (напримерах простейших
заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с
содержательными и тематическими
областями
Выдвижение разнообразных идей. Для
1
10.12.24
https://fg.resh.edu.ru/
3.
4.
5.
6.
13.
17.
чего нужно выдвигать разные идеи и
варианты. Разные, похожие, одинаковые
Выдвижение креативных идей и их
доработка. Для чего нужны нестандартные
идеи. Когда и кому бывают нужны
креативные идеи
От выдвижения до доработки идей.
Создание продукта. Вы полнение проекта на
основе комплексного задания
Диагностика и рефлексия. Самооценка.
Выполнение итоговойработы
Путешествия и отдых
18.
Транспорт
1
28.01.25
https://fg.resh.edu.ru/
19.
Здоровье
1
04.02.25
https://fg.resh.edu.ru/
20.
Домашнее хозяйство
1
11.02.25
https://fg.resh.edu.ru/
1
18.02.25
https://fg.resh.edu.ru/
1
04.03.25
https://fg.resh.edu.ru/
1
11.03.25
https://fg.resh.edu.ru/
1
18.03.25
https://fg.resh.edu.ru/
25.
Собираемся за покупками: что важно
знать
Делаем покупки: как правильно выбирать
товары
Приобретаем услуги: знаем, умеем,
практикуем
Самое главное о правилах поведении
грамотного покупателя
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
1
08.04.25
https://fg.resh.edu.ru/
26.
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
1
15.04.25
https://fg.resh.edu.ru/
27.
Мы умеем дружить
1
22.04.25
https://fg.resh.edu.ru/
28.
Общаемся с одноклассниками и живем
интересно
1
29.04.25
https://fg.resh.edu.ru/
14.
15.
16.
21.
22.
23.
24.
1
17.12.24
https://fg.resh.edu.ru/
1
24.12.24
https://fg.resh.edu.ru/
1
14.01.25
https://fg.resh.edu.ru/
1
21.01.25
https://fg.resh.edu.ru/
1
06.05.25
https://fg.resh.edu.ru/
1
13.05.25
https://fg.resh.edu.ru/
31.
Какие проблемы называют глобальными? Что
значит бытьглобально компетентным?
Можем ли мы решать глобальные проблемы?
Начинаем действовать. Идея: на материале
заданий «Покупаем новое» и «Не
выбрасывайте продукты» интеграция с
финансовой грамотностью по теме «Покупки»
Повторение. Практические задания
1
12.05.25
https://fg.resh.edu.ru/
32.
Повторение. Практические задания
1
19.05.25
https://fg.resh.edu.ru/
33.
Повторение. Практические задания
1
19.05.25
https://fg.resh.edu.ru/
34.
Повторение. Практические задания
1
19.05.25
https://fg.resh.edu.ru/
35.
Повторение. Практические задания
1
19.05.25
https://fg.resh.edu.ru/
29.
30.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебное пособие Просвещение Функциональная Грамотность Учимся Для Жизни
Ковалева Г. С, Рослова Л. О, Краснянская К. А. 5 классы, Сборник эталонных заданий
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://fg.resh.edu.ru
http://skiv.instrao.ru
https://media.prosv.ru