МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
по ВР
Директор
________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол №1 от «25» 08
2025 г.
________________________
Нерадовских Л.В.
«28» 08 2025 г.
________________________
Каканова Л.С.
Приказ № 61-ос
«29» 08 2025 г.
от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Юный спортсмен»
для обучающихся 2А, 2Б классов
Программу составил:
Учитель физической культуры
Тихонова А.В.
с. Армизонское 2025 год
2
Пояснительная записка внеурочного курса «Юный спортсмен»
Рабочая программа по внеурочному курсу «Юный спортсмен» является составной частью основной образовательной программы начального
общего образования МАОУ Армизонская СОШ.
Рабочая программа составлена в соответствии с
•
учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2025-2026 уч. год
•
рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ
•
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
на основе авторской программы под редакцией Физическая культура. 1-4 классы: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях –
М.: «Просвещение», 2021.
Для реализации программы используется учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие
для учителей общеобразовательных организаций/ В.И. Лях – М.: «Просвещение», 2020.
Внеурочный курс рассчитан на 1 час в неделю.
Данный курс имеет своей целью: обеспечить достижение планируемых результатов освоения программы начального образования.
Изучение курса способствует решению следующих задач:
1) создать условия для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному курсу (в том числе и
внеурочной деятельности) и модулю;
2) дать представление о практической реализации государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета, курса,
модуля;
3) конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебного курса.
Данный курс содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандарт содержания образования. А также
реализует региональный компонент в количестве 34 часов.
Содержание учебного курса
Связь физических упражнений с движениями животных и трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование. Оздоровительная физическая культура. Гигиена человека и требования к проведению гигиенических
процедур. Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура. Правила поведения внеурочного курса, подбора одежды для занятий в спортивном
зале и на открытом воздухе.
Подвижные и спортивные игры. Считалки для самостоятельной организации подвижных игр. Прикладно-ориентированная физическая
культура. Развитие основных физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО.
2
Планируемые результаты освоения внеурочного курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования ФГОС
программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в ходе обучения внеурочного курса в единстве
учебной и воспитательной деятельности организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития и
социализации обучающихся.
Личностные результаты освоения внеурочного курса «Юный спортсмен» в начальной школе отражают готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе.
Патриотическое воспитание:
 ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения в жизни
современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на
международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека,
заинтересованность в научных знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки
своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и
моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении
ошибок и способов их устранения.
Ценности научного познания:
 знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в российской культурно-педагогической традиции;
 познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и
здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования;
 познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий;
 интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к
осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:
 осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической
культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на
здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом.
3
Экологическое воспитание:
экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих
двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения
правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
 экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по внеурочному курсу отражают овладение универсальными
познавательными действиями.
В составе метапредметных результатов выделяют такие значимые для формирования мировоззрения формы научного познания, как научный
факт, гипотеза, теория, закон, понятие, проблема, идея, категория, которые используются в естественно-научных учебных предметах и
позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы отражают овладение универсальными учебными действиями, в том
числе:
1) Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
 ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в пределах изученного), применять изученную
терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
 выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального
благополучия;
 моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавании;
 устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие физических качеств;
 классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определённым классификационным признаком: по признаку исторически
сложившихся систем физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их использования, преимущественному
воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека;
 приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений, навыков плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия
снежного покрова), упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору), туристических физических упражнений;
 самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным
дозированием физических упражнений;
 формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических
качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать
даже в ситуациях неуспеха;
 овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами; использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в учебной деятельности иных учебных
предметов;
4
использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного
физического развития, в том числе с использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических упражнений;
 использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с
контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие способность обучающегося осуществлять коммуникативную
деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельную организацию речевой
деятельности в устной и письменной форме:
 вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и
идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
 описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека;
 строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений, в играх и игровых
заданиях, спортивных эстафетах;
 организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в
коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей,
осуществление действий для достижения результата;
 проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои
предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
 продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений, игровых
заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
 конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
3) Регулятивные универсальные учебные действия, отражающие способности обучающегося строить учебно-познавательную
деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка):
 оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения,
уменьшение частоты простудных заболеваний);
 контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в самостоятельной повседневной физической деятельности по
показателям частоты пульса и самочувствия;
 предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни;
 проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных планов организации своей жизнедеятельности; проявлять
стремление к успешной образовательной, в том числе физкультурно-спортивной, деятельности; анализировать свои ошибки;
 осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и
коммуникации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения внеурочного курса «Юный спортсмен» отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности.
5
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной программой, выделяются: полученные
знания, освоенные обучающимися; виды деятельности по получению новых знаний, их интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных и новых ситуациях.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены физические упражнения:
 гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно созданных движений и действий, эффективность которых
оценивается избирательностью воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и координационной
сложностью всех движений;
 игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных движений, бега, бросков и т. п.), которые выполняются в
разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом
и по конечному результату действия (точнее бросить, быстрее добежать, выполнить в соответствии с предлагаемой техникой выполнения
или конечным результатом задания и т. п.);
 туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде,
эффективность которых оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления расстояния и препятствий
на местности;
 спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых искусственно стандартизировано в соответствии с Единой
всесоюзной спортивной классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных спортивных результатов. К
последней группе в программе условно относятся некоторые физические упражнения первых трёх трупп, если им присущи перечисленные
признаки (спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные туристические упражнения).
Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся определённых умений.
1) Знания о физической культуре:
 различать основные предметные области физической культуры (гимнастика, игры, туризм, спорт);
 формулировать правила составления распорядка дня с использованием знаний принципов личной гигиены, требований к одежде и обуви для
занятий физическими упражнениями в зале и на улице; иметь представление о здоровом образе жизни, о важности ведения активного образа
жизни;
 знать и формулировать основные правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями (в спортивном зале, на
спортивной площадке, в бассейне);
 знать и формулировать простейшие правила закаливания и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, уметь
применять их в повседневной жизни; понимать и раскрывать значение регулярного выполнения гимнастических упражнений для
гармоничного развития; знать и описывать формы наблюдения за динамикой развития гибкости и координационных способностей;
 знать основные виды разминки.
2) Способы физкультурной деятельности:
Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровьеформирующими физическими упражнениями:
 выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в положении стоя, сидя и при ходьбе; упражнения для развития
гибкости и координации;
6
составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней гимнастики, физкультминуток, выполнения упражнений
гимнастики; измерять и демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их значения с
рекомендуемыми для гармоничного развития значениями.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты, строевые упражнения:
участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, с заданиями на выполнение движений под
музыку и с использованием танцевальных шагов; выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта, плаванием, основами
туристической деятельности; общаться и взаимодействовать в игровой деятельности; выполнять команды и строевые упражнения.
3) Физическое совершенствование:
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
осваивать технику выполнения гимнастических упражнений для формирования опорно-двигательного аппарата, включая гимнастический
шаг, мягкий бег;
упражнения основной гимнастики на развитие физических качеств (гибкость, координация), эффективность развития которых приходится на
возрастной период начальной школы, и развития силы, основанной на удержании собственного веса;
осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационно-скоростных способностей, в том числе с использованием
гимнастических предметов (скакалка, мяч);
осваивать гимнастические упражнения, направленные на развитие жизненно важных навыков и умений (группировка, кувырки; повороты в
обе стороны; равновесие на каждой ноге попеременно; прыжки толчком с двух ног вперёд, назад, с поворотом в обе стороны;
осваивать способы игровой деятельности.
Тематическое планирование внеурочного курса «Юный спортсмен»
Количество часов
Виды деятельности
№ Наименование
п/п разделов
и
тем всего
практическая
программы
работа
1
Всероссийский
В течении 34
физкультурногода
спортивный
комплекс «Готов к
труду и обороне».
Форма контроля Электронные
(цифровые)
Знать, когда и зачем разработан и внедрён комплекс ГТО. Практическая
Уметь самостоятельно регистрироваться на сайте ГТО,
работа
ориентироваться в нормативах ГТО. Уметь организовать
самостоятельные занятия по тренировке тестовых
упражнений. Соблюдать технику безопасности при
занятиях физкультурой. Знать все ступени сдачи
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне».
образовательные
ресурсы
РЭШ, ЯКласс
7
2
Подвижные игры
17
17
Знать
исторические
и
мифологические
аспекты Практическая
возникновения Олимпийских игр. Соблюдать технику работа
безопасности при занятиях физкультурой. Иметь
представление: об истории зарождения игровых видов
спорта. О современном развитии игр, правилах игры.
Излагать правила и условия игры
РЭШ, ЯКласс
3
Эстафеты
16
17
Воспитание гибкости, ловкости и быстроты средствами Практическая
спортивных и подвижных игр и эстафет. Осваивать работа
универсальные умения в самостоятельной организации и
проведении подвижных игр и эстафет
Взаимодействовать в парах и группах при проведении
подвижных игр и эстафет.
РЭШ, ЯКласс
Календарно – тематическое планирование внеурочного курса «Юный спортсмен»
№ Дата по Дата по Тема занятия
п/п плану
факту
Количеств
о часов
Аудиторн
ый
Внеаудит
орный
Подвижные игры.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ТБ на уроках подвижных игр .Игра «Кошки мышки».
Игра «Кошки мышки», «Чай -чай выручай».
Игра «Охотники и утки», «Чай -чай выручай».
Игра «Охотники и утки», «Чай -чай выручай».
Игра «Кошки мышки», «День ,ночь».
Игра «Кошки мышки», «День ,ночь».
Игра «Два мороза» Игра «Скакуны».
Игра «Охотники и утки», «Чай -чай выручай».
Подвижные игры с элементами бега.
Игра «Пустое место», Игра «Скакуны».
Игра «Охотники и утки», «Чай -чай выручай».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
8
12
13
14
15
16
17
Эстафеты.
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Игра «Пустое место» ,Игра «Скакуны».
Игра «Бездомный заяц», Игра «Пустое место».
Игра «Бой петухов», Игра «Пустое место».
Игра «Бездомный заяц», Игра «Пустое место».
Игра «Охотники и утки», «Чай -чай выручай».
Игра «Бездомный заяц» ,Игра «Пустое место».
1
1
1
1
1
1
+
+
+
+
+
+
Инструктаж по ТБ.
Эстафеты. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза».
Эстафеты. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза».
Эстафеты. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза».
Эстафеты. Игры: «Пятнашки», «Два мороза».
Эстафеты. Игры: «Пятнашки», «Два мороза».
Эстафеты. Игры: «Пятнашки», «Два мороза».
Эстафеты. Игры: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде».
Эстафеты. Игры: «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде».
Эстафеты. «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде».
Эстафеты. «Лисы и куры», «Точный расчет».
Эстафеты. «Лисы и куры», «Точный расчет».
Эстафеты. «Лисы и куры», «Точный расчет».
Эстафеты. «Лисы и куры», «Точный расчет».
Эстафеты. Беговые.
Эстафеты со скакалкой.
Эстафеты с гимнастической палкой.
Эстафеты с обручами.
1
+
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
9