РП Разговоры о важном 1-2 кл. Армизонская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНА

Методическим советом

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора
________________________ по УВР

Селянкина Е.Л ________________________
Протокол № 1
Обухова О.Ф.
от «25» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор школы

________________________

Каканова Л.С.
Приказ № 61-ос
от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 8305224)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 1-2 классов

Программу составили: Кузяева Т.И.,
Черкасова Т.Д.,
Севастьянова Н.А.,
Швецова Т.А.
учителя начальных классов

село Армизонское 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
(далее — программа) разработана в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Задачей педагога, работающего
по программе, является развитие у обучающегося ценностного отношения к
Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и
укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
 в создании и мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативно-правовую основу рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2015 №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025
года».
5. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования».
6. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования». 7. Приказ Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования».
9. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования».
11. Письмо Минпросвещения России от 18.02.2025 № 06-221 «О
направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
Программа может быть реализована в работе с обучающимися 1‒2 в
течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 34/35
учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих
возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам
(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания,
изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно

добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого
воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же
понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников
совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При
подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со
сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить
внимание на три структурные части сценария: первая часть —
мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.
Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в
дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической
(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).

В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Зачем

человеку

учиться?

Обучение

человека

происходит

на

протяжении всей жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение

знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков

работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и
эмпатии в ходе школьного образования.

Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык —

государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современный языковой ландшафт характеризуется

изменениями в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды.

Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная,
логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха
в будущем.

Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как

обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека?

Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают
учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий:

как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.

Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный

атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо
человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной
научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние
экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее
человечества.

О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть

жизни каждого человека. Возможности реализации творческого потенциала

взрослых и детей. Русская культура — признанное мировое достояние

человечества. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной
отечественной музыки: жанры и направления.

Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание

достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа
гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и

коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и формирование ответственности.
О роли педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня
учителя.

Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в

жизникаждого человека, основа любого общества. Формирование общих
семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом

между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к
позитивным изменениям и взрослению.

О городах России. Ко Дню народного единства. Города России:

разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов,
проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города

России как хранители информации о наших предках и культурного кода

страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории

Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности
граждан в развитии своей малой родины.

Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность

разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых

технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах.
Готовность уважительно воспринимать другого человека
гармоничных отношений в обществе.

— основа

Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки

в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве,
медицине,

промышленности

и

т.д.

Мировое

признание

достижений

отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на

развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.

Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню

психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития
общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как
ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как
залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.

Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые

помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с

повышенным риском. Профессиональные качества и навыки спасателей.
Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.

Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних

питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение
к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для

укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать
безопасность при общении с животными?

Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои

России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма,

мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности
и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности,
признательности и уважения за самоотверженность и мужество.

Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция

Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет
права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание

законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие
права и обязанности есть у детей?

Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий

отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного
выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта
страны на формирование нравственных ориентиров личности.

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы —

это время не только для семейного досуга и отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление
календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание
атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.
Как

создают

мультфильмы?

Мультипликация,

анимация.

Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание

советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм —

это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как
появляются современные мультипликационные фильмы?

Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи —

хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и культурного наследия как направление
государственной

политики.

Изучение,

реставрация

и

интерпретация

памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского
искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи?

Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный
музей?

Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека,

возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу.
Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной

экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный

успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О
мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.

Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие

российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с

развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и
молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?

Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты?

Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая
защиту

интересов

дипломатической
международной

государства

работы.

и

Диалог

стабильности.

российских

между

Навыки

граждан.

государствами

для

жизни:

как

Специфика

как

основа

научиться

договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?

Герой из соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника

Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь

является примером для окружающих. В каждом регионе России живут
выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое
героизм? Какие качества отличают героя?

День наставника. День наставника — важный государственный

праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть
значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в
формировании

и

профессиональном

развитии

личности.

Знаменитые

россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной
педагогики в России. Как найти наставника?

Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу

театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет —

часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий:

декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и
многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко
используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого
нужно? Развитие школьных театров в России.

Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние

человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального
состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие
полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как
их сформировать и придерживаться?

65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих

космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет

национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной

космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов,
инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.

Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки.

Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об

экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение

окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль
государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо
сформировать у себя?

Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда.

Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой

значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как стать

частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и
вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории
страны.

Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих

великих событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние

песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о

Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни
передают чувства, эмоции и переживания создателей?

Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех

занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать
правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать

себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха.

Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают
общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением
друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и
интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для
классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в
предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога
и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения,
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое
высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и
письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к
тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно
строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность

руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять
свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на
основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека; формирование первоначального представления
о многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа
и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре,
природе; формирование чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; формирование первоначальных представлений о

природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного
принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых
профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях
и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать
и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире
(в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования
электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет,
получения информации из источников в современной информационной среде
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение
опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе,
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли
в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать
нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение суждений
оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовнонравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека,

общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить
примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к
сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев
унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском
обществе норм морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах,
свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных материалов и средств художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды
и
жанры
изобразительного
искусства;
умение
характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: формирование общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со
сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила
честной игры.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1- 2 КЛАСС

№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
часов

Основное содержание

Приобретение знаний на протяжении
всей жизни. Роль знаний в развитии
личности и общества. Влияние
цифровых технологий на
приобретение знаний.
Необходимость управления
человеком цифровыми технологиями.
Развитие навыков работы в команде,
уважения разных мнений,
разрешения конфликтов и эмпатии в
ходе школьного образования.
Формирующиеся ценности: жизнь,
созидательный труд, патриотизм
Русский язык — государственный
язык, объединяющий
многонациональную семью народов
Российской Федерации. Современное
разнообразие русского языка,
изменения в устной и письменной
речи под влиянием цифровой среды.
Правила использования стилей речи
в современной коммуникации.
Грамотная, логичная и понятная речь
— признак образованного человека и
залог успеха в будущем.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, патриотизм
Что такое цифровой суверенитет?
Как обеспечивается цифровая

1

Зачем человеку
учиться?

1

2

Русский язык в эпоху
цифровых технологий

1

3

Цифровой
суверенитет страны

1

Основные виды
деятельности

Цифровые ресурсы

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр

4

Мирный атом. День
работника атомной
промышленности

1

5

О творчестве. Ко Дню
музыки

1

безопасность государства и каждого
человека? Возможности цифрового
мира: как современные технологии
помогают учиться, работать и
осваивать новые горизонты. Мир
цифровых профессий: как создаются
новые технологии? Правила
безопасного поведения в сети и
угрозы цифрового мира.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, права и свободы
человека
Мирный атом — это использование
атомной энергии в мирных целях на
благо человечества. Уникальные
атомные технологии и достижения
отечественной научной школы.
Контроль распространения атомной
энергии. Влияние экологически
чистых и эффективных источников
энергии на будущее человечества.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
Творчество — неотъемлемая часть
жизни каждого человека.
Возможности реализации творческого
потенциала взрослых и детей.
Русская культура — признанное
мировое достояние человечества.
Музыка как вид искусства. Состояние
развития современной отечественной
музыки: жанры и направления.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным,

видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

6

Что такое уважение?
Ко Дню учителя

1

7

Как понять друг друга
разным поколениям?

1

8

О городах России. Ко
Дню народного
единства

1

служение Отечеству
Уважение — признание достоинств
личности. Уважение к окружающим и
чужому труду как основа
гармоничного развития общества.
Правила общения внутри семьи,
школы и коллектива. Подготовка к
взрослой жизни и формирование
ответственности. О роли педагога в
воспитании личности. Традиции
празднования Дня учителя.
Формирующиеся ценности:
взаимоуважение, служение
Отечеству и ответственность за его
судьбу
Семья как ценность в жизни каждого
человека, основа любого общества.
Формирование общих семейных
ценностей — залог взаимопонимания
в семье. Обмен опытом между
поколениями и бережное отношение
друг к другу как путь к позитивным
изменениям и взрослению.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
Города России: разнообразие
культур, языков и вековых традиций.
Единство народов, проживающих на
территории Российской Федерации.
Древнейшие города России как
хранители информации о наших
предках и культурного кода страны.
Изучение российских городов —

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

9

Общество
безграничных
возможностей

1

10 Селекция и генетика.

1

11 Как решать

1

К 170-летию И. В.
Мичурина

изучение страниц истории Отечества.
Роль государства в развитии малых
городов. Возможности граждан в
развитии своей малой родины.
Формирующиеся ценности: единство
народов России, гражданственность
Общество — совокупность разных
людей, отличных друг от друга, но
имеющих единые потребности в
любви, уважении, дружбе, принятии и
самореализации. Роль цифровых
технологий в расширении
возможностей участия в
общественных процессах. Готовность
уважительно воспринимать другого
человека — основа гармоничных
отношений в обществе.
Формирующиеся ценности: жизнь,
взаимоуважение
Состояние науки в современной
России. Роль генетики и селекции в
сельском хозяйстве, медицине,
промышленности и т.д. Мировое
признание достижений отечественной
научной школы. Открытия И. В.
Мичурина и их влияние на развитие
страны. Возможности для
подрастающего поколения в познании
мира и личном развитии.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, высокие нравственные
идеалы
Конфликты и трудности —

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/

конфликты и
справляться с
трудностями. Ко Дню
психолога

12 Профессия — жизнь

1

13 Домашние питомцы.

1

спасать

Всемирный день
питомца

естественный элемент развития
общества и каждого отдельного
человека. Поиск причины конфликтов
как ключ к их разрешению.
Совместные усилия и внимание друг
к другу как залог преодоления
трудностей. Правила разрешения
конфликтных ситуаций.
Формирующиеся ценности:
взаимопомощь, взаимоуважение,
коллективизм
Спасатели — специалисты, которые
помогают людям в опасных
ситуациях. Профессия спасателя
связана с повышенным риском.
Профессиональные качества и
навыки спасателей. Поведение в
экстремальных ситуациях.
Ответственное отношение к своей и
чужой жизни, правила безопасности.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Роль домашних питомцев в жизни
человека. Ответственность, забота и
бережное отношение к питомцам.
Всемирный день питомца объединяет
людей всей планеты для укрепления
ценностей дружбы и заботы о
животных. Как соблюдать
безопасность при общении с
животными? Формирующиеся
ценности: милосердие

просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

14 Россия — страна

1

15 Закон и

1

16 Совесть внутри нас

1

победителей. Ко Дню
Героев Отечества

справедливость. Ко
Дню Конституции

Герои России с древнейших времен и
до современности. Традиции
героизма, мужества и решительности
— неотъемлемая часть российской
идентичности и культурного кода.
День Героев Отечества — выражение
благодарности, признательности и
уважения за самоотверженность и
мужество. Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
Конституция Российской Федерации
— основной закон страны.
Конституция закрепляет права и
свободы человека как высшую
ценность. Справедливость — одна из
важнейших духовно-нравственных
ценностей российского общества.
Знание законов страны как прямая
обязанность каждого гражданина
России. Какие права и обязанности
есть у детей? Формирующиеся
ценности: справедливость, жизнь,
достоинство, права и свободы
человека
Совесть — внутренний ориентир,
помогающий отличить добро от зла.
Ключевая роль совести в
осуществлении личного выбора.
Влияние традиционных ценностей,
культуры и исторического опыта
страны на формирование
нравственных ориентиров личности.
Формирующиеся ценности:

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

17 Календарь полезных

1

18 Как создают

1

19 Музейное дело. 170

1

дел. Новогоднее
занятие

мультфильмы?
Мультипликация,
анимация

лет Третьяковской
галерее

патриотизм, созидательный труд
Зимние каникулы — это время не
только для семейного доcуга и
отдыха, но и добрых дел. Чем
заняться на каникулах, чтобы
провести время с пользой:
составление календаря. Новогодние
традиции народов России. Подарки,
создание атмосферы новогодней
сказки для своих родных и близких.
Формирующиеся ценности: крепкая
семья, единство народов России,
взаимопомощь
Отечественная школа
мультипликации и ее достижения.
Мировое признание советских и
российских мультипликационных
фильмов. Каждый фильм — это труд
большой команды профессионалов.
От идеи — до экрана: как появляются
современные мультипликационные
фильмы? Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, гуманизм
Российские музеи — хранители
богатейшего материального и
нематериального наследия страны.
Сохранение исторического и
культурного наследия как
направление государственной
политики. Изучение, реставрация и
интерпретация памятников искусства.
Третьяковская галерея —

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

20 Как создавать свой

1

21 Есть ли у знания

1

бизнес?

границы? Ко Дню
науки

крупнейший музей русского искусства
и объект всемирного достояния.
Почему важно посещать музеи?
Профессии в сфере музейного дела.
Как создавать и развивать школьный
музей? Формирующиеся ценности:
приоритет духовного над
материальным, служение Отечеству
Бизнес — ответственный выбор
человека, возможность реализовать
свою мечту и принести пользу
обществу. Современные
предприниматели и их возможности в
развитии отечественной экономики и
улучшении жизни людей. Бизнес —
это не только личный успех, но и
ответственная командная работа. С
чего начать свое дело? О мерах
поддержки молодых
предпринимателей в нашей стране.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, созидательный труд
Богатейшее наследие российской
науки и ее выдающихся
представителей. Технологическое
лидерство государства и развитие
науки. Как меняются научные
подходы с развитием цифровых
технологий? Государственная
поддержка науки и молодых ученых.
Как происходят современные
открытия? Как стать ученым?
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

22 Слушать, слышать и

1

23 Герой из соседнего

1

24 День наставника

1

договариваться. Кто
такие дипломаты?

двора. Региональный
урок ко Дню
защитника Отечества

Дипломатия — важная сфера
деятельности государства,
обеспечивающая защиту интересов
государства и российских граждан.
Специфика дипломатической работы.
Диалог между государствами как
основа международной стабильности.
Навыки для жизни: как научиться
договариваться с окружающими
людьми и вести конструктивный
диалог. Формирующиеся ценности:
историческая память и
преемственность поколений,
многонациональное единство
Герой — реальный человек, живущий
рядом с нами, чья жизнь является
примером для окружающих. В каждом
регионе России живут выдающиеся
герои, отважные, мужественные и
трудолюбивые. Что такое героизм?
Какие качества отличают героя?
Формирующиеся ценности:
патриотизм, единство народов
России
День наставника — важный
государственный праздник, который
позволяет закрепить статус
наставников, подчеркнуть значимость
этой деятельности и повысить ее
престиж. Роль наставника в
формировании и профессиональном
развитии личности. Знаменитые
россияне и их наставники. К. Д.
Ушинский как основоположник

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

25 Большой. За

1

26 Как справляться с

1

27 65 лет триумфа. Ко

1

кулисами. 250 лет
Большому театру и
150 лет Союзу
театральных
деятелей России

волнением?

Дню космонавтики

научной педагогики в России. Как
найти наставника? Формирующиеся
ценности: служение Отечеству,
созидательный труд
Российская драматургия, опера и
балет — часть мирового наследия.
Театр — целая семья разных
профессий: декораторы, костюмеры,
режиссеры, музыканты, дирижеры,
гримеры и многие другие. Почему
достижения русской театральной
школы широко используются во
многих странах мира? Как стать
актером и что для этого нужно?
Развитие школьных театров в России.
Формирующиеся ценности: приоритет
духовного над материальным,
созидательный труд
Волнение как естественное
состояние человека перед важным
событием в жизни. Контроль
эмоционального состояния, забота о
своем физическом и психологическом
здоровье. Какие полезные привычки
положительно влияют на
эмоциональное состояние? Как их
сформировать и придерживаться?
Формирующиеся ценности: жизнь
Россия — одна из ведущих
космических держав. Развитие
космической отрасли — приоритетное
направление национальных проектов.
Достижения прошлого как предмет

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом
Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,

28 Как мусор получает

1

29 Что значит работать в

1

«вторую жизнь»?
Технологии
переработки

команде? Сила
команды. Ко Дню
труда

национальной гордости и мотивация
для будущих свершений
отечественной космонавтики. Как
устроен современный космодром?
Труд конструкторов, инженеров,
летчиков и других специалистов
открывает для страны и всего
человечества новые горизонты.
Формирующиеся ценности: служение
Отечеству, историческая память
Состояние планеты — личная
ответственность каждого человека.
Почему об экологии должен
заботиться каждый человек
Неосознанное потребление как
причина роста количества мусора.
Климатические изменения,
загрязнение окружающей среды.
Развитие системы переработки
отходов и роль государства в этом
процессе. Какие полезные привычки
необходимо сформировать у себя?
Формирующиеся ценности:
созидательный труд
Команда — это друзья и
единомышленники, где каждый
вносит свой значимый вклад в общее
дело и помогает добиться успеха.
Умение слышать и трудиться сообща,
разделять успех и вместе переживать
неудачу. Примеры коллективной
работы в истории страны.
Формирующиеся ценности:
коллективизм, созидательный труд

работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

30 Песни о войне. Ко

1

31 Ценности, которые

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

31

Дню Победы

нас объединяют

Песни были свидетелями многих
великих событий. В них отразилась
история нашей великой страны.
Влияние песни на чувство
сопричастности истории народа,
сохранение памяти о Великой
Отечественной войне последующими
поколениями. Как песни передают
чувства, эмоции и переживания
создателей? Формирующиеся
ценности: единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
Занятие проходит по итогам всех
занятий года. Ценности — это
ориентир, который помогает нам
поступать правильно и ответственно.
Традиционные ценности помогают
чувствовать себя частью единого
народа, способствуют укреплению
общества и развитию страны.
Следование ценностям помогает
человеку развиваться и достигать
успеха. Уникальность каждого
человека и опыт разных поколений
обогащают общество, но только в
сочетании с единством,
взаимопомощью и уважением друг к
другу существует сильный и
сплоченный народ. Формирующиеся
ценности: традиционные российские
духовно-нравственные ценности

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом

Познавательная беседа, https://разговорыоважном.рф/
просмотр
видеофрагментов,
выполнение
интерактивных заданий,
работа с
иллюстративным
материалом


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».