МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора по
ВР
Директор
_______________________
_
Селянкина Е.Л.
Протокол №1 от «25» 08
2025 г.
_______________________
_
_______________________
_
Каканова Л.С.
Приказ № 61-ос
«29» 08 2025 г.
Нерадовских Л.В.
«28» 08 2025 г.
от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Ладья»
для обучающихся 3А, 3Б, 3В классов
Программу составил:
Учитель физической культуры
Тихонова А.В.
с. Армизонское 2025 год
1
Пояснительная записка
Рабочая программа «Белая ладья» предназначена для организации внеурочной
деятельности физкультурно-спортивной направленности. Программа разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования с учетом возрастных и психологических особенностей
младшего школьника.
Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации
программы:
 Барский В. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. (В 2
частях). – ООО «Дайв», 2008г;
 Барский В.Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО
«Дайв», 2008г;
 Цифровые образовательные ресурсы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном)
режиме с использованием ЭО и ДОТ.
Цель программы создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Место курса в учебном плане
Результаты обучения
В результате изучения программы «Ладья» в 3-м классе учащиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные
2
объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение
шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
знать правила хода и взятия каждой фигурой;
различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
уметь проводить элементарные комбинации;
уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
определять последовательность событий;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающийся научится:
Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
Применять правила хода и взятия каждой фигуры.
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентированию на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебно-тематический план
№
Тема, раздел
п/п
1
Краткая история шахмат
2
Шахматная доска
3
Шахматная нотация
4
Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур
5
Ценность шахматных фигур
6
Цель шахматной партии
Итого
3
Количество часов
теория
практика
1
0,5
0,5
0,5
0,5
3
9
0,5
0,5
5
12
10,5
22,5
всего
1
1
1
12
1
17
34
Содержание программы
3 класс
Раздел 1. Краткая история шахмат (1 час)
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел 2. Шахматная доска (1 час)
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Практическая работа: «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль».
То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То
же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Раздел 3. Шахматная нотация (1 час)
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Практическая работа: «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей,
ученики должны назвать ее (например: Вертикаль «е»), так школьники называют все вертикали.
Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи?
Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» и т. п. «Назови горизонталь». Это задание подобно
предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ е1 – а5»). «Какого
цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. «Кто быстрее».
К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске
определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. «Вижу цель». Учитель
задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы
учащихся.
Раздел 4. Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур (12 часов)
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Практическая работа: «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди
прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Практическая работа: «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка
шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет
две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к
примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение, верно,
то мяч следует поймать.
Раздел 5. Ценность шахматных фигур (1 час)
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
4
Практическая работа: «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и
спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?». «Обе армии равны». Педагог ставит
на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках
другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в
которых белые должны достичь материального перевеса. «Защита». В учебных положениях
требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
Раздел 6. Цель шахматной партии (17 часов)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Практическая работа: «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых
ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется
объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно
объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли
мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот,
кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в
тех или иных случаях. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и
тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на
проходе, превращение пешки.
Практическая работа: «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка
формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция
мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура
против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин».
Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,
недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут
передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом
черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против
фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное
поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры
противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за
один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар».
Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких
возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь
нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые
должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих
фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
5
3 класс
№
Тема занятия
п/п
I триместр
Краткая история шахмат (1 час)
1
Знакомство учащихся с программой и распорядком работы шахматного
кружка. Инструктаж по технике безопасности.
Волшебный мир шахмат. Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи в
истории шахмат.
Шахматная доска (1 час)
2
Шахматная доска. Две армии на шахматной доске.
Шахматные поля. Горизонтали, вертикали, диагонали.
Шахматная нотация (1 час)
3
Шахматная нотация. Обозначение вертикалей и горизонталей на шахматной
доске. «Адрес» поля
Шахматные фигуры Начальная расстановка фигур (12 часов)
4
Шахматные фигуры. Начальное положение. Две армии - белая и чёрная.
Фигуры и пешки.
5
Пешка. Сколько пешек на доске и как они называются. Правило взятия на
проходе. Превращение пешки.
6
Пешка. Проходные пешки. Блокированные пешки. Сдвоенные, связанные и
изолированные пешки.
7
Ладья. Ход ладьёй. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик
и мухоморы».
8
Ладья против ладьи, ладья против пешек. Дидактическая игра «Волшебный
сундучок».
9
Слон. Ход слоном. Взятие. Дидактические игры «Лабиринт», «Съешь
клубничку», «Домик и мухоморы».
10
Слон против слона, против ладьи и против пешек.
Дидактическая игра «Поймай чёрного слона».
II триместр
11
Инструктаж по технике безопасности. Ферзь. Ход ферзём. Взятие.
Дидактические игры «Съешь клубничку», «Домик и мухоморы».
12
Ферзь против ферзя, ладьи, слона и против пешек.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок».
6
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата фактич
Дата коррект
Конь. Ход конём. Взятие. Дидактические игры «Волшебный сундучок»,
«Побей кусачие фигуры».
14
Конь против фигур и пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного коня».
Двойной удар. Нападение и защита.
15
Король. Ход королём. Взятие. Дидактические игры «Съешь клубничку»,
«Домик и мухоморы».
Ценность шахматных фигур (1 час)
16
Ценность фигур. Выгодно - невыгодно. Пешка – «мера веса» шахматной
фигуры. Сколько пешек «весят» ферзь, ладья, слон и конь
Цель шахматной партии (17 часов)
17
Король против фигур и пешек. Дидактическая игра «Поймай чёрного коня».
Двойной удар королём. Нападение и защита.
18
Нападение на короля - шах. Шахматная нотация. Повторение и обобщение.
Что такое шах.
19
Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон,
конь и ферзь.
20
Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон,
конь и ферзь.
21
Мат как цель игры в шахматы. Что такое мат. Как матуют пешка, ладья, слон,
конь и ферзь.
III триместр
22
Инструктаж по технике безопасности. Особый ход - рокировка. Длинная и
короткая рокировка. Когда можно рокировать.
23
Особый ход - рокировка. Длинная и короткая рокировка. Когда можно
рокировать.
24
Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается
пат от мата.
25
Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается
пат от мата.
26
Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается
пат от мата.
27
Ничья. Пат, вечный шах. Разновидность ничьей. Вечный шах. Чем отличается
пат от мата.
28
Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями одинокого короля.
29
Линейный мат. Мат в два хода. Матование двумя ладьями одинокого короля.
13
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
32
33
34
Мат королём и ферзём. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки.
Промежуточная аттестация. Тест
Мат королём и ферзём. Метод оттеснения короля в угол. Патовые ловушки.
Повторение и обобщение. Cеанс одновременной игры.
Повторение и обобщение. Cеанс одновременной игры.
Список литературы
Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
1.
Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
2.
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
3.
Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
4.
Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
5.
Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
6.
Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
7.
Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
8.
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
8
1
1
1
1
1
9