МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по ВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1от «25» 08
Нерадовских Л.В. Приказ № 61-ос
2025 г.
от «29» 08 2025 г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»
для обучающихся 3 класса
Программу составила:
Усольцева М.Н.,
учитель начальных классов
с. Калмакское 2025 год
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
факультатив «Театральные ступеньки»
Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатив «Театральные ступеньки» в 3 классе является составной частью основной
образовательной программы начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного
приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286;
 Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2025-2026 уч.год;
 Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ
Цель программы:
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении” как главном явлении театрального искусства,
иными словами открыть для детей тайну театра;
-воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми
знаниями, собственным мнением.
Задачи программы:
 Раскрыть специфику театра, как искусства: познакомить с историей кукольного театра, пробуждать интерес к чтению, учить видеть красоту
родной земли, человека и его труда, чувствовать поэзию народных сказок, песен, любить и понимать искусство; сделать жизнь детей
интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;
 добиваться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни;
 помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
 через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
 научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Учебный курс предназначен для обучающихся 3 класса; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
0
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям
и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
1
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметные результаты:
 У учащихся формируется навык работы с театральной куклой.
 Вырабатывается потребность грамотно строить свою речь, использовать приёмы выразительности и эмоциональности.
 Формируется уважительное отношение к произведениям устного народного творчества, познавательная активность учащихся.
 выполнять речевые упражнения, пальчиковую и дыхательную гимнастику;
 произносить скороговорки в разных темпах, с разными интонациями;
 пользоваться интонациями, выражающими разные чувства;
 объяснять театральные термины: театр, кукольный театр, ширма, декорации, кукловод, театральная кукла, исполнительская
деятельность, актёр, премьера, спектакль, действующие лица, этюд, прогон, генеральная репетиция;
 управлять перчаточной куклой;
 менять интонацию, выразительно озвучивать своего героя;
 соблюдать правила работы за ширмой;
 называть театральные профессии;
 объяснять правила поведения в театре;
 соблюдать культуру зрителя;
 рассказывать об истории кукольного театра;
 высказывать своё отношение к героям инсценированных произведений, к их поступкам;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
Содержание курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» с указанием форм организации и видов деятельности
№ Наименование
Основное содержание курса внеурочной
п/п
темы
деятельности
(раздела)
1
Вводное
Цель занятий и задачи кружка. Правила поведения
Формы
организаци
и занятий
беседа
Основные виды деятельности
Определять
правила
поведения
и
технику
2
2
3
занятие
Здравствуй,
сказка!
(1 ч)
Развиваем речь
(на каждом
занятии)
Азбука театра
(3 ч)
и техника безопасности на занятиях в кружке.
Речевая и дыхательная гимнастика.
Особенности
речи
различных
персонажей
кукольного спектакля (людей, зверей, птиц и т.д.)
Речь автора за кадром.
Игры и упражнения, направленные на развитие
речи (речевое дыхание, правильная интонация,
чёткая дикция, разнообразная интонация).
Соблюдение
орфоэпических
норм,
правил
литературного произношения и ударения.
Особенности работы кукловода. Работа с
разговаривающей куклой. Движение куклы на
ширме. Устройство ширмы и декораций.
Ориентирование в пространстве ширмы.
История возникновения кукольного театра.
Особенности театра кукол. Виды кукольных
театров (теневой, настольный, пальчиковый). Виды
кукол
(перчаточная,
теневая,
тростевая,
марионетка). Петрушка – знаменитый герой театра
кукол.
Театральная терминология (театр, кукольный
театр, ширма, декорации, кукловод, театральная
кукла, исполнительская деятельность, актёр,
премьера, спектакль, действующие лица, этюд,
прогон, генеральная репетиция).
Понятие о театральных профессиях (режиссёр,
безопасности на занятиях.
Выполнять упражнения пальчиковой гимнастики.
Речевая
и Выполнять упражнения дыхательной гимнастики,
дыхательная речевые упражнения.
гимнастика
в
ходе
каждого
занятия.
Сюжетноролевая
игра, играпутешествие
,
беседа,
культпоход.
Осваивать технику движения куклы.
Передавать разнообразие движений куклы
(движения головы, ходьба, бег).
Применять
особенности
работы
с
«разговаривающей» куклой.
Соединять действия куклы со словами.
Ориентироваться в пространстве ширмы.
Показывать движение куклы на ширме.
Обсуждать особенности театра кукол.
Рассказывать
о
истории
возникновения
кукольного театра, видах кукольных театров.
Рассказывать о видах кукол.
Соблюдать культуру зрителя.
3
4
Основы
актёрского
мастерства
(3 ч)
5
Сказка, оживи!
(27 ч)
художник-декоратор, бутафор, актёр, музыкальный
редактор). Культура зрителя. Театральный плакат.
Виды сценической речи. Роль. «Озвучивание»
роли. Особенности работы с разговаривающей
куклой. Упражнения и этюды с куклами.
Дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм.
Произношение стихов, скороговорок. Подбор
рифм. Упражнения и игры на внимание.
Искусство декламации. Импровизация. Диалог.
Монолог.
Построение диалога с партнёром. Игры и
упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата.
Принципы работы с театральной куклой.. Работа с
разговаривающей куклой. Соединения действия
куклы со словами роли. Игры, упражнения с
куклами.
Движения кукол с использованием интонации,
декораций, музыкальных сопровождений.
Знакомство с пьесой. Прослушивание пьесы.
Обсуждение темы пьесы. Работа над пьесой.
Распределение ролей. Обсуждение образов
сказочных героев (голос, характер).
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли. Подбор музыки. Репетиционные
занятия. Отработка интонаций и движений кукол с
Сюжетноролевая
игра, игры и
упражнения
с куклами.
Развивать речевое дыхание и правильную
артикуляцию, четкую дикцию.
Сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы.
Произносить скороговорки и стихи.
Пользоваться интонациями, выражающими
основные чувства.
Беседа,
репетиция,
выступление
перед
зрителями
(концерт).
Воспринимать на слух и удерживать в памяти
короткий текст, прочитанный учителем.
Обсуждать тему сказки.
Распределять роли.
Обсуждать образы сказочных героев (голос,
характер).
Инсценировать художественное произведение
(его части).
4
использованием
декораций,
музыкальных
сопровождений и т.д.
Постановка и обсуждение спектакля.
Игры, упражнения и этюды с куклами и
ожившими предметами
 Разыгрывание импровизированных сценок с
участием «оживших» предметов и кукол.
Техника вождения перчаточных кукол
 Освоение техники движения куклы (ходьба,
бег, прыжки).
 Работа с разговаривающей куклой.
 Упражнения с куклами.
Занятия техникой речи и сценическими
движениями
 Освоение различных интонаций.
 Построение движений куклы на основе
своих собственных движений.
Музыкальное сопровождение
 Подбор музыки.
Монтировочные репетиции, прогоны
 Отработка интонаций и движений кукол с
использованием декораций, музыкальных
сопровождений и т.д.
Генеральные репетиции
Постановка и обсуждение спектакля
Участвовать в диалоге: понимать вопросы
собеседника и отвечать на них в соответствии с
правилами речевого этикета.
Говорить выразительно, используя интонацию,
паузы, темп в соответствии с особенностями
художественного текста.
Воспринимать на слух произведения
(в исполнении учителя, мастеров художественного
слова); отвечать на вопросы по содержанию
текста, отражать главную мысль, оценивать свои
эмоциональные реакции.
Участвовать в драматизации.
Передавать особенности героев, используя
различные выразительные средства
(тон, темп, тембр, интонация и речи, жесты).
Характеризовать героя, высказывать свое
мнение.
Выражать своё отношение к прочитанному.
Работать
над
выразительностью
речи
и
подлинностью поведения в сценических условиях.
Находить ключевые слова в предложении и
выделять их голосом.
Всего: 34 часа
В начале каждого занятия проводятся дыхательные и речевые упражнения, пальчиковая гимнастика. Для снятия утомления проводятся
физкультминутки.
5
Форма проведения занятий кружка – игровая.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.
знакомство учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое
движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра).
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»
№
тема занятия
краткое содержание занятия
Здравствуй, сказка! (1 ч)
Цель занятий. Правила поведения и
техника безопасности на занятиях в
кружке.
Азбука театра (3 ч)
1
Вводное занятие «Здравствуй,
сказка!»
2
Особенности работы кукловода. Техника вождения перчаточных кукол.
Работа с разговаривающей куклой.
Движение куклы на ширме.
3
4
Актёр, режиссёр, декоратор.
Зритель. Театральный плакат.
Из истории театра кукол.
количество часов
теория
практика
Игры, упражнения и этюды с куклами.
Устройство ширмы и декораций.
Ориентирование в пространстве ширмы.
Культура зрителя.
Игры, упражнения и этюды с куклами
Расширение знаний о театре Петрушек.
Игры, упражнения и этюды с куклами
1
1
0,5
0,5
дата проведения
план
факт
05.09
12.09
0,5
0,5
19.09
0,5
0,5
26.09
Основы актёрского мастерства (3 ч)
6
5
6
7
8
9
10
11
12
Виды сценической речи.
Роль. «Озвучивание» роли.
Дикция, интонация, темп речи,
рифма, ритм.
Искусство декламации.
Импровизация. Диалог.
Монолог.
Постановка кукольного
спектакля «Дружные
зверята».
Сказка – ложь, да в ней намёк…
Особенности работы с разговаривающей
куклой.
Игры, упражнения и этюды с куклами
Произношение стихов, скороговорок.
Подбор рифм.
Упражнения и игры на внимание.
Построение диалога с партнёром.
Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого
аппарата.
Сказка, оживи! (27 ч)
Прослушивание сказки. Обсуждение темы
сказки
0,5
0,5
03.10
0,5
0,5
10.10
0,5
0,5
17.10
0,5
0,5
24.10
Постановка спектакля
«Дружные зверята».
Сказочные роли.
Постановка спектакля
«Дружные зверята».
Сказка оживает.
Распределение ролей.
Обсуждение образов сказочных героев
(голос, характер)
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
0,5
Постановка спектакля
«Дружные зверята».
Сказка оживает.
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
0,5
Постановка спектакля
«Дружные зверята».
Сказка оживает.
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
0,5
07.11
1
14.11
0,5
21.11
1
28.11
7
13
14
15
16
Постановка спектакля
«Дружные зверята».
Сказка оживает.
словами роли. Репетиционное занятие.
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли. Репетиционное занятие.
Постановка спектакля
«Дружные зверята».
Сказка оживает.
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли. Репетиционное занятие.
1
Постановка спектакля
«Дружные зверята».
Сказка оживает.
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли. Репетиционное занятие.
1
Покажем сказку зрителям.
Выступление.
1
1
05.12
12.12
19.12
26.12
17
18
19
Постановка пьесы «Волк и
лиса»
Прослушивание пьесы.
Обсуждение темы пьесы.
Работа над пьесой «Волк и
лиса».
Распределение ролей.
Обсуждение образов сказочных
героев (голос, характер).
Работа над пьесой «Волк и
лиса».
Заучивание слов (интонация,
темп, паузы, ударение).
Распределение ролей. Обсуждение образов
сказочных героев (голос, характер).
1
16.01
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
0,5
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
0,5
0,5
23.01
0,5
30.01
8
20
21
22
Соединение движений куклы со
словами роли.
Работа над пьесой «Волк и
лиса».
Заучивание слов (интонация,
темп, паузы, ударение).
Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
Работа над пьесой «Волк и
лиса».
Заучивание слов (интонация,
темп, паузы, ударение).
Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
Работа над пьесой «Волк и
лиса».
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
1
Репетиции отдельных эпизодов по частям.
1
06.02
13.02
Репетиционное занятие.
1
20.02
23
24
Репетиции отдельных эпизодов
по частям.
Работа над пьесой «Волк и
лиса».
Репетиционное занятие.
Работа над пьесой «Волк и
лиса».
Репетиционное занятие.
1
27.02
Репетиционное занятие.
1
06.03
Репетиционное занятие.
9
25
Пьеса «Волк и лиса».
Выступление.
1
13.03
26
27
28
29
Выступление.
Постановка пьесы «Под
грибом»
Знакомство с пьесой «Под
грибом»
Прослушивание пьесы.
Обсуждение темы пьесы.
Работа над пьесой «Под
грибом».
Распределение ролей.
Обсуждение образов сказочных
героев (голос, характер).
Работа над пьесой «Под
грибом».
Заучивание слов (интонация,
темп, паузы, ударение).
Соединение движений куклы со
словами роли.
Работа над пьесой «Под
грибом».
Заучивание слов (интонация,
темп, паузы, ударение).
Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
Распределение ролей. Обсуждение образов
сказочных героев (голос, характер).
0,5
0,5
20.03
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
0,5
0,5
27.03
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
1
Заучивание слов (интонация, темп, паузы,
ударение). Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
1
10.04
17.04
10
30
31
Работа над пьесой «Под
грибом».
Заучивание слов (интонация,
темп, паузы, ударение).
Соединение движений куклы со
словами роли.
Репетиционное занятие.
Работа над пьесой «Под
грибом».
Репетиции отдельных эпизодов по частям.
1
24.04
Репетиционное занятие.
1
07.05
32
Репетиции отдельных эпизодов
по частям.
Работа над пьесой «Под
грибом».
Репетиционное занятие.
1
14.05
33
Репетиции отдельных эпизодов
по частям.
Работа над пьесой «Под
грибом».
Репетиционное занятие.
1
21.05
34
Репетиции отдельных эпизодов
по частям.
Пьеса «Под грибом».
Выступление.
1
28.05
Выступление.
Всего: 34 ч
7,5
26,5
11