МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по ВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Селянкина Е.Л.
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «25» 08
от
Нерадовских Л.В. Приказ № 61-ос
2025 г.
«29»
08
2025
г.
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»
для обучающихся 2 классов
Рабочую программу составил(а):
Ударцева Т.И.
с. Калмакское 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театральные ступеньки»
обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования, разработана на основе требований Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286), на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в Примерной программе воспитания (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию от 02.06.2020 г.).
1.Содержание курса внеурочной деятельности
Цели программы: формирование в процессе создания и представления художественных
произведений способности управления культурным пространством своего существования.
Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое
предложение.
Знакомить детей с терминологией театрального искусства.
Познакомить
с
театральными
профессиями: гример,
костюмер,
осветитель, звукорежиссер.
Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов
искусств Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися,
являются:
Театральная миниатюра;
Театральная игра;
Занятия по ритмопластике;
Занятия по культуре и технике речи;
Основы театральной культуры;
Создание спектакля.
Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и
режиссёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах.
Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных
умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства,
способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и
взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и
специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных
условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации
интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети
делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает
возможность анализировать различные ситуации с разных позиций. Эти игры можно
использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями.
Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях,
где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах,
веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим
действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо
знакомых небольших сказок.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения,
призванные обеспечить развитие
естественных
психомоторных
способностей
школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие
ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям
школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела.
Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по
характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка,
помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:
1.
развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости,
выносливости);
2.
развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности,
быстроты реакции, координации движений);
3. развитие воображения (способность к пластической импровизации).
Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так
называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух
видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя
разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на
развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном
напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего
тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к
созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел
посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с
школьниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и
представляют собой задания, несущие
«художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией,
разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со
словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел
«Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со
словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат
вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их
необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с
воображаемыми предметами и т.п.).
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом.
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками
элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального
искусства. В раздел включены следующие основные темы:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Рождение спектакля.
Театр снаружи и изнутри.
Культура зрителя.
Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских
сценариях и включает в себя следующие темы:
Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к
тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение
предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита, с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля.
Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля.
Повторные показы спектакля.
Формы занятий:
Репетиционные
Постановочные
Беседа
Встреча со зрителем
Этапы занятий:
игровой тренинг
работа по пособию:
1. работа с театральным словариком
2. работа в театральных мастерских
3. основы театральной культуры
репетиция и показ спектакля
подведение итогов работы, обсуждение спектакля.
Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных
театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие
двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом:
работу со словами, которые дети записывают в театральный словарик
изготовление афиш, программок, билетов, эскизов декораций, костюмов и т.д.
знакомство с основами театральной культуры.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)
2 класс
№
Дата
п/п
1
02.09
2.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Тема
Вводное занятие. Здравствуй, театр.
Содержание темы и виды упражнений
Познакомить с понятием «Театр»: представление о театре,
знакомство с видами театров (художественный,
драматический, кукольный.)
Показ иллюстраций, фотографий, афиш.
Кол-во часов
Теорет. Практ.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Игровая театральная педагогика (4ч)
09.09
Ситуативно-массовая сценка «На
вокзале».
16.09
Творческое взаимодействие с
партнёром. Упражнение
«Отношение».
23.09
Разговор « На сцене». Сценка «Прессконференция».
Самостоятельная работа: выбор
партнёра, построение диалогов.
30.09
Разыгрываем этюд « На уроке».
2
3
4
5
Активизировать познавательный интерес к театральным
профессиям: актёр, режиссёр, художник, композитор.
Разъяснить выражения «зрительская культура», «театр
начинается с вешалки».
Распределение и заучивание ролей, работа над
артикуляцией звуков, дикцией.
Развивать интерес у детей к сценическому творчеству,
активизировать познавательный интерес к театру.
Учить согласованию своих действий с партнерами.
Воспитывать доброжелательность, контактность в
отношениях со сверстниками, оценивать и сравнивать
действия других детей со своим действиями.
Активизировать словарь, познакомить с понятиями:
сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист,
дублер, актер. Работать над интонациями и фразами:
грустно, радостно, сердито, удивленно, строить диалоги,
самостоятельно выбирать партнера, отрабатывать дикцию.
Воспитывать нравственно-эстетические качества.
Учить детей ориентироваться в пространстве, строить
диалог с партнером на заданную тему, запоминать слова
героев спектаклей, развивать зрительное, слуховое
внимание, память, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству.
Игровые упражнения: «Мыльные пузыри», «Веселый
пятачок», «Удивленный бегемот». Индивидуальная
работа-артикуляция.
Основы актерского мастерства (15ч)
6
07.10
Основы актерского мастерства.
Побуждать детей экспериментировать со своей
внешностью (мимика, жесты). Показ движений.
Обсуждение, поощрение, помощь.
Игра: «Разные лица».
Поддерживать стремление детей самостоятельно искать
выразительные средства для создания образа персонажа,
используя движения, позу, речевую интонацию.
Различные тренировочные упражнения на отработку
речевого дыхания, тренировка выдоха.
Начать отработку показа образов животных с помощью
выразительных пластических движений. Развивать
творчество, воображение, фантазию.
Просмотр видеофильмов, упражнения на развитие
двигательных способностей детей.
0,5
0,5
14.10
Голос и речь человека.
0,5
0,5
21.10
Жест, мимика, движение.
0,5
0,5
11.11
Творческое взаимодействие с
партнером.
Учить действовать на сценической площадке естественно,
развивать умение по-разному выполнять одни и те же
действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
Игры: « Передай позу», « Что мы делали – не скажем».
Обсуждение движений, оценка, анализ.
0,5
0,5
18.11
Беспредметный бытовой этюд.
0,5
0,5
25.11
Этюды на движение.
Формировать навыки импровизации.
Бытовые этюды с импровизацией.
Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать
двигательные способности и координацию движений.
Равномерное размещение на площадке, ориентирование в
0,5
0,5
7
8
9
10
11
02.12
Этюд на состояние ожидания в
заданной ситуации.
09.12
Диалог.
16.12
Интонация, настроение, характер
персонажа.
23.12
Имитация поведения животного.
13.01
Урок актёрского мастерства на
развитие памяти.
20.01
Ролевая игра.
27.01
Технология общения в процессе
взаимодействия людей.
03.02
Практическая работа. Занятие на
развитие внимания.
12
13
14
15
16
17
18
19
пространстве.
Совершенствовать диалогическую и монологическую
формы речи, воспитывать культуру речевого общения.
Пластические импровизации под музыку разного
характера.
Составление индивидуального и группового этюда на
заданную тему.
Развивать умение строить диалоги между героями в
придуманных обстоятельствах.
Построение диалогов с партнёром на заданную тему.
Составление диалогов между сказочными героями.
Развивать связную речь детей, воспитывать уверенность,
расширять образный строй речи.
Упражнения на высоту и силу звучания голоса по заданию
педагога.
Развивать память, внимание, творчество и фантазию.
Учить наблюдать поведение и повадки различных
животных.
Просмотр видеофильмов о животных.
Диалоги: волк – лиса, волк – медведь, мышка – волк.
Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
Следить за выразительностью образа, развивать память.
Скороговорки в разных темпах и с разными интонациями.
Учить детей дружно и согласованно договариваться.
Воспитывать чувство коллективного творчества.
Игры: «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай
поговорим».
Учить умению соизмерять свои возможности, самооценке
и самоанализу.
Чтение и обсуждение художественных произведений В.
Осеевой
Развивать внимание учащихся в процессе сюжетноролевых игр.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
20
10.02
Самостоятельная работа: диалоги с
партнёром.
Практическая работа: экскурсия в
театральную студию «Верона».
Основы театральной деятельности (13 ч).
17.02
Выразительность бессловесного
поведения человека.
24.02
Распределение ролей, чтение по
ролям.
03.03
Репетиционные занятия по технике
речи, мимическим и сценическим
движениям.
10.03
Выбор произведения и работа над
ним.
17.03
Конкурсы «Мим» и «Походка».
24.03
Работа по технике движения.
21
22
23
24
25
26
Учить умению вести диалоги. Обсуждение диалогов.
Игры на развитие внимания.
Развивать у детей интерес к сценическому творчеству,
активизировать познавательный интерес к театру.
Активизация словарного запаса после посещения
театрального кружка. Правила поведения.
Развивать воображение, внимание, фантазию.
Воспитывать эстетическую культуру учащихся через
творческое самовыражение и импровизацию.
Игра «Лицедеи». Сценические этюды: «Скульптура»,
«Реклама», «Очень большая картина».
Научить партнёрскому взаимодействию на сцене,
воспитывать стремление к взаимопомощи, поддержке,
доброе отношение друг к другу.
Отработка ролей. Репетиция миниатюр, отдельных
эпизодов.
Работать над мимикой при диалоге, логическим
ударением.
Игры по развитию чёткой дикции, логики речи и
орфоэпии.
Познакомить детей с содержанием произведения (пьесы),
выявить персонажи произведения (пьесы) и обсудить их
характеры, распределить роли персонажей между детьми.
Репетиция мизансцен спектакля и соединение их воедино.
Развивать коммуникативные, ритмические, музыкальные,
пластические способности учащихся через упражнения и
игры с имитацией движения.
Упражнения на освоение пространства и создание образа.
Танцы-фантазии. Музыкально-пластические
импровизации.
Совершенствовать координацию движений на равновесие,
освоение пространства и создание образа.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
27
07.04
Подготовка и оформление спектакля.
14.04
Репетиция спектакля.
21.04
Подготовка афиш.
28.04
Юмористические миниатюры по
творчеству А.Л.Барто.
05.05
Практическая работа: Просмотр
спектакля «Музыкальная сказка».
12.05
Практическая работа. Обсуждение
спектакля.
19.04
Практическая работа. Репетиция
представления.
28
29
30
31
32
33
Показ и отработка движений различных животных
(мышка, лягушка и др.)
Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену,
развивать воображение и веру в сценический замысел.
Оформление сцены. Помощь в решении проблемных
ситуаций.
Научить детей чувствовать ритм спектакля, воспитывать
дисциплину в процессе подготовки спектакля к
демонстрации. Развивать навыки слаженной работы, учить
соблюдать основные «законы сцены».
Репетиция диалогов, показ в движениях чувства ритма,
быстроты реакции, координации движений.
0,5
0,5
0,5
0,5
Учить красочно оформлять афиши, прибегая к помощи
родителей.
Рисунки афиш.
Учить действовать на сценической площадке естественно
и оправданно. Развивать способность искренне верить в
любую воображаемую ситуацию, превращать и
превращаться.
Репетиция сценок, юмористических миниатюр из
произведений А.Л. Барто.
Воспитывать культуру поведения во время представления,
формировать эстетический вкус.
Просмотр спектакля.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Учить осмысливать, как рождается произведение,
формируется и предстаёт перед нами. Понять, как
рождается сюжет. Воспитывать чувства такта и духовной
индивидуальности.
Обсуждение спектакля.
Совершенствовать двигательную способность и
пластическую выразительность.
0,5
0,5
0,1
0,9
Отработка ролей.
Театрализованное представление для учащихся и родителей (1 ч)
34
26.04
Театрализованное представление
Совершенствовать работу над образами героев, используя
мимику, жесты и другие выразительные средства.
Премьера спектакля.
0,1
0,9
3.Программно-методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
1. Музыкальный центр.
2.Ноутбук, диски с записью сказок и постановок
3.Костюмы.
4.Ширма.
5.Подручный материал и бутафории.
4. Список используемой литературы
1. Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
2. Л. С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
3.В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
4. Е. Синицына «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
5. Л. М. Шипицына «Азбука общения», Санкт - Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
6. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис-
пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
7. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
8. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса,
2003. – 144.
9. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.