МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Калмакская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим
советом
Заместитель
директора по ВР
Директор
________________________
________________________
________________________
Каканова Л.С.
Приказ
№
61-ос
от «29» 08
Селянкина Е.Л.
Нерадовских Л.В.
2025 г.
Протокол №1 от «25» 08
Протокол №1 от «29» 08
2025 г.
2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
для обучающихся 3 класса
Программу составила:
Усольцева М.Н.,
учитель начальных классов
с. Калмакское 2025 год
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
научное объединение «Проектная деятельность»
Рабочая программа по внеурочной научное объединение «Проектная деятельность» в 3 классе является составной частью основной
образовательной программы начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного
приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286;
 Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2025-2026 уч.год;
 Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ
Цель курса: способствовать развитию творческих способностей и активности учащихся, разностороннему развитию личности, формировать
навыки самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию.
Основные задачи курса:
1. Развивать исследовательские способности.
2. Повышать степень самостоятельности в деятельности.
3. Повышать степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его индивидуальных возможностей.
4. Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка.
5. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах,
уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
6. Формировать навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
Учебный курс предназначен для обучающихся 3 класса; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
 -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
 -интерес к новому содержанию и новым способам познания;
 - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя,
взрослых, товарищей, родителей;
 -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в
преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
 - выраженной познавательной мотивации;
 -устойчивого интереса к новым способам познания;
 -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
 -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого
следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
 -принимать и сохранять учебную задачу;
 -учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
 -планировать свои действия;
 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 -адекватно воспринимать оценку своей работы;
 -различать способ и результат действия;
 -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
 -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
 -проявлять познавательную инициативу;
 -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
 -преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
 -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной
литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
 -высказываться в устной и письменной формах;
 -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать
суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
 -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
 -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
 -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
 -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство,
общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
 -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с
миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
 -допускать существование различных точек зрения;
 -учитывать разные мнения, стремиться к координации;
 -формулировать собственное мнение и позицию;
 -договариваться, приходить к общему решению;
 -соблюдать корректность в высказываниях;
 -задавать вопросы по существу;
 -использовать речь для регуляции своего действия;
 -контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной
деятельности;
 -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
 -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать
позицию партнера в общении и взаимодействии;
 -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
 -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь -1ч.
Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Тема 2-3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч.
Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.
Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.
Тема 5-6. Какими могут быть проекты? – 2ч.
Знакомство с видами проектов. Работа в группах.
Тема 7-8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч.
Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Выдвижение гипотез.
Тема 9-10. Планирование работы – 2ч.
Составление плана работы над проектом. Игра «По местам».
Тема 11-13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 3ч.
Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания
мира.
Тема 14-15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Тема 16-18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 3ч.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Тема 19-21. Анализ прочитанной литературы – 3ч.
Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте.
Тема 22-23. Исследование объектов – 2ч.
Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся.
Тема 24-25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч.
Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке.
Тема 26-27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч.
Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.
Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч.
Составление плана работы. Требования к сообщению.
Тема 29-30. Оформление работы – 2ч.
Выполнение рисунков, поделок и т.п.
Тема 31-32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч.
Работа на компьютере – создание презентации.
Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч.
Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.
Анализ своей проектной деятельности.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
 типовые занятия (объяснения и практические работы),
 уроки-тренинги,
 групповые исследования,
 игры-исследования,
 творческие проекты.
В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:
 выставки творческих работ учащихся;
 мини – конференции по защите исследовательских проектов.
Тема
Кол-во Основные виды деятельности
часов
1. Проект? Проект! Научные
исследования и наша жизнь
1ч
Наблюдать, провести эксперимент
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по
развитию умений наблюдать и экспериментировать.
2-3. Как выбрать тему проекта?
Обсуждение и выбор тем
исследования
2ч
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности
выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования.
Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования,
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы
4. Как выбрать друга по общему 1ч
интересу?
Игра «Задай вопрос».
5-6. . Какими могут быть
проекты?
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
2ч
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник
исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”,
Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
7-8. Формулирование цели, задач 2ч
исследования, гипотез
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое
провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы
могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что,
если…
Практические задания: “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.
Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать
провокационную идею от гипотезы.
9-10. Планирование работы
2ч
Метод исследования как путь решения зад Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза.
Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы.
Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…,
допустим…, возможно…, что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник
исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно
больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь:
создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения
доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).
Знать:- методы исследования,
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования, задавать
вопросы, составлять план работы, находить информацию.
11-13. Знакомство с методами и
предметами исследования.
Эксперимент познания в
действии
3ч
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков
(показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения
в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”,
“Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.
Знать: - метод исследования – наблюдение
Уметь:- проводить наблюдения над объектом и т.д.
14-15. Обучение анкетированию, 2ч
социальному опросу,
интервьюированию.
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке
умений задавать вопросы.
16-18. Работа в библиотеке с
каталогами. Отбор и
составление списка литературы
по теме исследования
3ч
Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать
самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей;
познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к
компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести
эксперимент.
19-21. Анализ прочитанной
литературы
3ч
Выступления учащихся о своих находках.
22-23. Исследование объектов
2ч
Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».
24-25. Основные логические
операции. Учимся оценивать
идеи, выделять главное и
второстепенное
2ч
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Знать: правила и способы сбора материала
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами
фиксации материала.
26-27. Анализ и синтез.
Суждения, умозаключения,
выводы.
2ч
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи
материал в определенной последовательности”.
Знать: способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
28. Как сделать сообщение о
результатах исследования
1ч
Работа с информацией
29-30. Оформление работы.
2ч
Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”,
“Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
31-32. Работа в компьютерном
классе. Оформление
презентации.
2ч
Анализ своей проектной деятельности.
33. Мини конференция по
итогам собственных
исследований
1ч
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и
провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов.
Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка
текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков,
чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
34. Анализ исследовательской
деятельности
1ч
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и
выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
№
Тема
Кол-во часов
Дата
теория
практика
план
0,5
0,5
02.09
1
1
09.09
16.09
0,5
0,5
23.09
1
1
30.09
07.10
1
Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.
2-3
Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.
4
Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)
5-6
Какими могут быть проекты?
7-8
Формулирование цели, задач исследования, гипотез.
0,5
1,5
14.10
21.10
9-10
Планирование работы.
0,5
1,5
11.11
18.11
11-13 Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент
познания в действии.
1
2
25.11
02.12
09.12
14-15 Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
1
1
16.12
23.12
3
13.01
20.01
27.01
2,5
03.02
10.02
17.02
16-18 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования.
19-21 Анализ прочитанной литературы.
0,5
факт
22-23 Исследование объектов.
2
24.02
03.03
24-25 Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять
главное и второстепенное.
0,5
1,5
10.03
17.03
26-27 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
0,5
1,5
24.03
07.04
0,5
0,5
14.04
29-30 Оформление работы.
2
21.04
28.04
31-32 Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
2
05.05
12.05
28
Как сделать сообщение о результатах исследования
33
Мини конференция по итогам собственных исследований
1
19.05
34
Анализ исследовательской деятельности.
1
26.05
Итого-34 часа
8
26