МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области
Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора по
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол№ 1
ВР
_______________________
Нерадовских Л.В.
от «29» 08 2025 г.
________________________
Каканова Л.С.
Приказ № 61-ос от «29» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
факультатив «Читаем, считаем, думаем» для
обучающихся 2 класса
Рабочую программу составил(а):
Плясунова И.М,
учитель начальных классов
с.Красноорловское 2025
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
Факультатив «Читаем, считаем, думаем», 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Читаем, считаем, думаем», во
2 классе является составной частью основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286;
• Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2025-2026
уч.год;
Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ.
Курс внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» изучается во 2
классе, рассчитан на 1 час в неделю. Предусмотрены практические работы (проекты) и рубежная
аттестация.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы
и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и
мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать
ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически
осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на
34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой
грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при
одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
№
Раздел
п/п
1 Читательская
грамотность
2.
Итого
Математическая
грамотность
Итого
3.
Креативное
мышление
Итого
Содержание курса внеурочной деятельности
Кол-во
Содержание
часов
1
Михаил Пришвин. Беличья
1
память. И. Соколов-Микитов. В
1
берлоге. Лев Толстой. Зайцы.
1
Николай Сладков. Веселая игра.
1
Обыкновенные кроты.
1
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Про полевого хомяка.
1
Про бобров.
8
1
Про беличьи запасы.
1
Медвежье, потомство.
1
Про зайчат и зайчиху.
1
Лисьи забавы.
1
Про крота.
1
Про ежа.
1
Про полевого хомяка.
1
Бобры строители.
8
1
История со словом «фотоальбом».
1
Рассказы по картинкам.
2
Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
3.
4.
Финансовая
грамотность
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Естественнонаучная
грамотность
7
1
1
1
1
1
1
1
Итого
5.
Глобальная
компетентность
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
7
1
1
Итого
Итого
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»
2
34
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами
иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах
семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного
значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство,
экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном
мире;способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о
глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать
собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического,
-
религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметные результаты
изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или
изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой
сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Тематическое планирование факультатива «Читаем, считаем, думаем» 2 класс
№
Содержание
Количество часов
1. Читательская грамотность
8
2. Математическая грамотность
8
3. Креативное мышление
2
4. Финансовая грамотность
7
5. Естественнонаучная грамотность
7
6. Глобальные компетенции
2
№
п/п
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование факультатива «Читаем, считаем, думаем» 2 класс
Тема занятия
Всего
В том числе
Дата проведения
часов
Теория Практика План
Факт
Читательская грамотность
1. Михаил Пришвин. Беличья память.
1
0,5
0,5
05.09
2. И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
0,5
0,5
12.09
3. Лев Толстой. Зайцы.
1
0,5
0,5
19.09
4. Николай Сладков. Веселая игра.
1
0,5
0,5
26.09
5. Обыкновенные кроты.
1
0,5
0,5
03.10
6. Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
0,5
0,5
10.10
7. Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
17.10
8. Про бобров.
1
0,5
0,5
24.10
9. Про беличьи запасы.
1
0,5
0,5
07.11
10. Медвежье потомство.
1
0,5
0,5
14.11
11. Про зайчат и зайчиху.
1
0,5
0,5
21.11
12. Лисьи забавы.
1
0,5
0,5
28.11
13. Про крота.
1
0,5
0,5
05.12
14. Про ежа.
1
0,5
0,5
12.12
15. Про полевого хомяка.
1
0,5
0,5
19.12
16. Бобры строители.
1
0,5
0,5
26.12
1
0,5
0,5
16.01
Математическая грамотность
Креативное мышление
17. История со словом «фотоальбом».
18. Рассказы по картинкам
1
0,5
0,5
23.01
19. Беличьи деньги.
1
0,5
0,5
30.01
20. Поврежденные и фальшивые деньги.
1
0,5
0,5
06.02
21. Банковская карта.
1
0,5
0,5
13.02
22. Безопасность денег на банковской карте.
1
0,5
0,5
20.02
23. Про кредиты.
1
0,5
0,5
27.02
24. Про вклады.
1
0,5
0,5
06.03
25. Ловушки для денег.
1
0,5
0,5
13.03
26. Про белочку и погоду.
1
0,5
0,5
20.03
27. Лесные сладкоежки.
1
0,5
0,5
03.04
28. Про зайчишку и овощи.
1
0,5
0,5
10.04
29. Лисьи норы.
1
0,5
0,5
17.04
30. Корень часть растения.
1
0,5
0,5
24.04
31. Занимательные особенности яблока.
1
0,5
0,5
02.05
32. Про хомяка и его запасы.
1
0,5
0,5
10.05
33. Комплексное задание «Футбол и дружба»
1
0,5
0,5
15.05
34. Комплексное задание «Случай в гостях»
1
0,5
0,5
22.05
Финансовая грамотность
Естественно-научная грамотность
Глобальная компетентность
Итого: 34
17
17