РП Читаем считаем думаем 2 класс Красноорловская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области
Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по

Директор школы

________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол№ 1

ВР
_______________________
Нерадовских Л.В.

от «29» 08 2025 г.

________________________
Каканова Л.С.

Приказ № 61-ос от «29» 08 2025 г.

от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
факультатив «Читаем, считаем, думаем» для
обучающихся 2 класса

Рабочую программу составил(а):
Плясунова И.М,
учитель начальных классов

с.Красноорловское 2025

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
Факультатив «Читаем, считаем, думаем», 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Читаем, считаем, думаем», во
2 классе является составной частью основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286;
• Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2025-2026
уч.год;
Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ.
Курс внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» изучается во 2
классе, рассчитан на 1 час в неделю. Предусмотрены практические работы (проекты) и рубежная
аттестация.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы
и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и
мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать
ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически
осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на
34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой
грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
• Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при
одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.

№
Раздел
п/п
1 Читательская
грамотность

2.

Итого
Математическая
грамотность

Итого
3.

Креативное
мышление
Итого

Содержание курса внеурочной деятельности
Кол-во
Содержание
часов
1
Михаил Пришвин. Беличья
1
память. И. Соколов-Микитов. В
1
берлоге. Лев Толстой. Зайцы.
1
Николай Сладков. Веселая игра.
1
Обыкновенные кроты.
1
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Про полевого хомяка.
1
Про бобров.
8
1
Про беличьи запасы.
1
Медвежье, потомство.
1
Про зайчат и зайчиху.
1
Лисьи забавы.
1
Про крота.
1
Про ежа.
1
Про полевого хомяка.
1
Бобры строители.
8
1
История со словом «фотоальбом».
1
Рассказы по картинкам.
2

Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

3.

4.

Финансовая
грамотность

1
1
1
1
1
1
1

Итого
Естественнонаучная
грамотность

7
1
1
1
1
1
1
1

Итого
5.

Глобальная
компетентность

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в
научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

7
1
1

Итого
Итого

Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской
карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.

Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»

2
34
Планируемые результаты освоения программы

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных
и предметных результатов освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами
иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах
семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного
значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство,
экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном
мире;способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о
глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать
собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического,
-

религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Предметные результаты
изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или
изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой
сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Тематическое планирование факультатива «Читаем, считаем, думаем» 2 класс
№
Содержание
Количество часов
1. Читательская грамотность
8
2. Математическая грамотность
8
3. Креативное мышление
2
4. Финансовая грамотность
7
5. Естественнонаучная грамотность
7
6. Глобальные компетенции
2

№
п/п

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование факультатива «Читаем, считаем, думаем» 2 класс
Тема занятия
Всего
В том числе
Дата проведения
часов
Теория Практика План
Факт
Читательская грамотность
1. Михаил Пришвин. Беличья память.

1

0,5

0,5

05.09

2. И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

0,5

0,5

12.09

3. Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

0,5

19.09

4. Николай Сладков. Веселая игра.

1

0,5

0,5

26.09

5. Обыкновенные кроты.

1

0,5

0,5

03.10

6. Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

0,5

10.10

7. Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

17.10

8. Про бобров.

1

0,5

0,5

24.10

9. Про беличьи запасы.

1

0,5

0,5

07.11

10. Медвежье потомство.

1

0,5

0,5

14.11

11. Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

0,5

21.11

12. Лисьи забавы.

1

0,5

0,5

28.11

13. Про крота.

1

0,5

0,5

05.12

14. Про ежа.

1

0,5

0,5

12.12

15. Про полевого хомяка.

1

0,5

0,5

19.12

16. Бобры строители.

1

0,5

0,5

26.12

1

0,5

0,5

16.01

Математическая грамотность

Креативное мышление
17. История со словом «фотоальбом».

18. Рассказы по картинкам

1

0,5

0,5

23.01

19. Беличьи деньги.

1

0,5

0,5

30.01

20. Поврежденные и фальшивые деньги.

1

0,5

0,5

06.02

21. Банковская карта.

1

0,5

0,5

13.02

22. Безопасность денег на банковской карте.

1

0,5

0,5

20.02

23. Про кредиты.

1

0,5

0,5

27.02

24. Про вклады.

1

0,5

0,5

06.03

25. Ловушки для денег.

1

0,5

0,5

13.03

26. Про белочку и погоду.

1

0,5

0,5

20.03

27. Лесные сладкоежки.

1

0,5

0,5

03.04

28. Про зайчишку и овощи.

1

0,5

0,5

10.04

29. Лисьи норы.

1

0,5

0,5

17.04

30. Корень часть растения.

1

0,5

0,5

24.04

31. Занимательные особенности яблока.

1

0,5

0,5

02.05

32. Про хомяка и его запасы.

1

0,5

0,5

10.05

33. Комплексное задание «Футбол и дружба»

1

0,5

0,5

15.05

34. Комплексное задание «Случай в гостях»

1

0,5

0,5

22.05

Финансовая грамотность

Естественно-научная грамотность

Глобальная компетентность

Итого: 34

17

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».